Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Чертковой С.А.,
судей Егоровой О.В. и Орловой Л.В.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу ФГКУ "Центррегионжилье", 3-му отделу ФГКУ "Центррегионжилье", войсковой части (данные изъяты) о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,
по апелляционной жалобе представителя истца И. по доверенности Василенко И.В. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований, уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец И. указал, что он проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ с 05.08.1984 по 03.02.2006, по последнему месту службы в войсковой части (данные изъяты) был обеспечен жилым помещением - двухкомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес изъят". На момент обеспечения жильем летом 2004 года супруга истца была на последних месяцах беременности, о чем он указал в соответствующем рапорте на улучшение жилищных условий и просил обеспечить его жильем на состав семьи из четырех человек. Предоставленная истцу квартира имеет жилую площадь 26,9 кв.м., что ниже нормы обеспечения семьи, состоящей из трех человек. Согласившись на предоставление квартиры, площадь которой менее нормы для обеспечения жильем, он никаких обязательств о том, что на жилье большей площади не претендует, не давал, рапорт на исключение из очереди на получение жилого помещения по нормам, установленным действующим законодательством, не подавал. Более того, перед своим увольнением, примерно, через год после получения квартиры в листах беседы и в рапорте на увольнение просил из списка очередников на улучшение жилищных условий его не исключать.
После увольнения в войсковой части (данные изъяты) его заверили, что в очереди на улучшение жилищных условий он остался и что при распределении жилья с ним обязательно свяжутся. В 2012 году в связи с тем, что ситуация с обеспечением жильем военнослужащих, в том числе бывших, начала меняться к лучшему, он поинтересовался в войсковой части (данные изъяты) о том, как долго еще ждать жилье. Ему ответили, что очередь теперь ведется в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ. Обратившись в отдел указанной организации в г. Иркутске, он узнал, что в очереди на улучшение жилищных условий его нет. В связи с изменением порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями войсковая часть (данные изъяты) должна была передать все учетные дела своих военнослужащих в ФГКЭУ "52 ЭТК" (войсковая часть (данные изъяты)), которые, в свою очередь, передали их в соответствующие отделы ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ. Выяснив всю ситуацию и приняв от него соответствующие документы, решением начальника 3 отдела (г. Красноярск) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ Номер изъят от 29.11.2012 его приняли на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 24.07.2012. Департамент жилищного обеспечения МО РФ на основании принятого решения внес соответствующую информацию в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих.
В марте 2015 года его пригласили в 3 отдел (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ и вручили решение от 24.02.2015 Номер изъят о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Указанное решение подписано начальником 2 отдела (г. Новосибирск) ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России Черных З.П. В обоснование принятого решения начальник Черных З.П. ссылается на то, что истцом в 2009 году приватизировано жилое помещение, полученное по линии Министерства обороны РФ ( "адрес изъят"), а основания получения указанного жилого помещения в учетном деле отсутствуют. Также отсутствуют документы о признании истца нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с чем, отсутствуют основания для постановки на учет. Устно пояснили, что учетное дело истца передано не было, рапорт и листы бесед, в которых он просил не исключать его из списка очередников на улучшение жилищных условий, в личном деле, которое находится в ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области", отсутствуют.
Полученное решение истец полагает незаконным, необоснованным, нарушающим его жилищные права. Несмотря на приватизацию предоставленного жилого помещения, его семья продолжает быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого из членов семьи приходится по 11,68 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, что меньше учетной нормы, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Иркутской области. Решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске" утверждена учетная норма в размере менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Просил: признать решение начальника 2 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Черных З.П. от 24.02.2015 Номер изъят о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 2-й отдел (г. Новосибирск) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, 3-й отдел (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, войсковую часть 48409 восстановить его в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и в Едином реестре данных по жилью для военнослужащих, на состав семьи из четырех человек, с 24.07.2012.
В судебном заседании истец И. исковые требования в уточненной редакции поддержал в полном объеме.
Представитель истца Василенко И.В., действующий на основании доверенности "адрес изъят"6 от Дата изъята , исковые требования истца поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков Департамента имущественных отношений МО РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, 3-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ Рыкун Л.О. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 ноября 2015 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца И. - Василенко И.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом указывает, что судом необоснованно не учтены показания свидетеля Ж. о неисполнении членами жилищной комиссии ответчика своих должностных обязанностей в части признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, что привело к тому, что он не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Также указывает, что косвенным доказательством факта включения истца в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий является исследованный рапорт истца от 26.09.2005 на имя командира в/части (данные изъяты) на увольнение из рядов ВС РФ, в котором содержится просьба об обеспечении его и его семьи жильем по нормам, установленным действующим законодательством.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика восковой части (данные изъяты) Волкова В.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье", 3-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье", войсковой части 48409, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца - Ж., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Д.2, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились (л.д. 94-109).
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации далее - ГПК РФ) не является препятствием к разбирательству дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец И., его представитель Василенко И.В., действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять решение об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи, выслушав мнение лиц по делу, проверив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда (далее - судебная коллегия) оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.п. 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с абз. 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 15 вышеназванного Закона, в редакции, действующей на момент увольнения истца, предусматривалось, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.2000 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В настоящее время действует Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом МО РФ от 30.09.2010 N1280, согласно пункту 1 которой для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложения N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей- граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака- при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях. Кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляют информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок.
Согласно пункту 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: подачи ими заявления о снятии с учета; утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами а, в- д настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01.03.2005, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом. Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим. Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, подлежат исключению из Реестра.
Согласно Приказу Министра обороны РФ N 1455 от 03.11.2010 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ", ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ является специализированной организацией Министерства обороны РФ и осуществляет следующие функции:
- принимает заявления от военнослужащих- граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), для признания их нуждающимися в жилых помещениях;
- признает военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением, а также пунктами 3- 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.03.2012 N 422-р вместо Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ создано Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Ранее, до принятия Инструкции от 30.09.2010 N1280, действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80.
На основании пункта 2 Инструкции от 15.02.2000 N80 военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Пунктом 26 Инструкции от 15.02.2000 N 80 предусмотрено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Согласно п.п. 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статья 56 ЖК РФ определяет основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"
Согласно статье 5 вышеназванного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 6 Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до 01.03.2015 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что И. с 05.08.1984 по 03.02.2006 проходил службу в Вооруженных Силах РФ, уволен в запас на основании приказа Командующего РВСН Номер изъят от 22.12.2005 в связи с окончанием срока контракта о прохождении военной службы в соответствии с п.п. б пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 03.02.2006 исключен из списков части на основании приказа командира войсковой части (данные изъяты) Номер изъят, на момент увольнения выслуга лет И. в Вооруженных Силах РФ составила в календарном исчислении 21 год 5 месяцев 29 дней, в льготном - 29 лет 8 месяцев 20 дней, что подтверждается личным делом И. надлежаще заверенными копиями вышеназванных приказов, справками Номер изъят от 16.03.2015, Номер изъят от 16.03.2015, выданными ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области", выпиской из послужного списка подполковника запаса И.
В период прохождения военной службы в войсковой части 48409 подполковнику И. в связи с нуждаемостью в обеспечении жилым помещением предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес изъят", общей площадью 46,7 кв.м., в том числе жилой 26,9 кв.м. на состав семьи из трех человек (протокол жилищной комиссии Номер изъят от 28.06.2003, Номер изъят от 29.12.2003).
Как следует из ответа командира войсковой части на судебный запрос N 1738 от 24.09.2015, после получения вышеназванной квартиры И. в период службы в войсковой части в жилищную комиссию не обращался, каких-либо решений в отношении его жилищной комиссией не принималось.
Согласно свидетельству о заключении брака III-СТ Номер изъят И. и Ж. 16.10.1993 заключили брак, о чем 16.10.1993 составлена актовая запись Номер изъят.
Из свидетельства о рождении I-СТ Номер изъят усматривается, что Д.1 родилась 10.10.1994 в г. Иркутске, о чем 29.10.1994 составлена актовая запись Номер изъят, ее родителями являются И., Ж.
Из свидетельства о рождении I-СТ Номер изъят усматривается, что Д.2 родилась 21.09.2004 в г. Иркутске, о чем 28.09.2004 составлена актовая запись Номер изъят, ее родителями являются И., Ж.
Согласно договору бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан Номер изъятп от 03.12.2008 жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес изъят", общей площадью 46,7 кв.м., в том числе жилой 26,9 кв.м., предоставленная на основании ордера Номер изъят АБ от 05.04.2004, передана в собственность И. и членам его семьи Ж., Д.1, Д.2 в порядке приватизации по 1/4 доли каждому.
В настоящее время И. и члены его семьи проживают в данной квартире, что объективно подтверждается надлежаще заверенной копией поквартирной карточки, справкой ООО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" Номер изъят от 05.05.2015, карточкой лицевого счета Номер изъят.
24.07.2012 И. обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 ЖК РФ, приложив необходимые документы.
Решением начальника 3-го отдела (г.Красноярск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Лизуновой О.Г. Номер изъят от 29.11.2012 И. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника 2-го отдела (г.Новосибирск) ФГКУ "Центррегионжилье" Черных З.П. Номер изъят от 24.02.2015 И. и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование данного решения указано, что И. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, 29.11.2012 при том, что исключен из списков войсковой части 03.02.2006; в 2009 году семьей И. было приватизировано жилое помещение, полученное по линии МО РФ, основания получения данного жилого помещения в учетном деле военнослужащего отсутствуют, равно как и документы о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, жилищной комиссией; в базе "Учет информации 52 ИТК" сведения о И. также отсутствуют.
В судебном заседании по ходатайству истца был допрошен свидетель Ж., который суду показал, что с 23.10.1998 по 25.09.2006 проходил военную службу в войсковой части (данные изъяты) на должности помощника командира по правовой работе, входил в состав жилищной комиссии, И. также являлся членом жилищной комиссии. В 2003 году истцу была предоставлена двухкомнатная квартира на состав семьи из трех человек. Данный вопрос рассматривался на заседаниях жилищной комиссии в июне 2003 года и декабре 2003 года. Истец имел право на получение жилой площади большего размера, но скорее всего, на тот момент в наличии имелась только двухкомнатная квартира, поэтому ее и предложили истцу, на что И. выразил свое согласие. На заседаниях жилищной комиссии поднимались вопросы признания военнослужащих, проходящих службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, распределения жилых помещений. В то время от членов комиссии не требовалось включение в протокол формулировки о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, поскольку вся информация собиралась заранее. 28.06.2003 И. признали нуждающимся в жилом помещении и поставили на учет, а 29.12.2003 предоставили жилое помещение - двухкомнатную квартиру. Как происходило исключение военнослужащих из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему неизвестно. Списки об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях могли размещаться в полку на стенде, находиться у председателя или секретаря жилищной комиссии. Решение о снятии И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не могло быть принято, так как он был обеспечен жильем ниже нормы обеспечения. В функции жилищной комиссии входило принятие решений по вопросам: признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях; снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях; постановки на учет в улучшении жилищных условий. В полномочия членов жилищной комиссии входило: исследование документов, которые представлялись военнослужащими для признания их нуждающимися в жилых помещениях, улучшении жилищных условий, снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, брались из протокола заседания жилищной комиссии. Признание И. нуждающимся в улучшении жилищных условий 28.06.2003 происходило на основании представленных им документов: справки о необеспеченности жильем, документов о регистрации, паспортных данных с места проживания, сведений из ФРС о наличии жилья в собственности. Это произошло после написания им рапорта, из которого следовало, что жильем он не обеспечен. Списки военнослужащих подавших такие заявления хранились у председателя или секретаря жилищной комиссии.
В судебном заседании также были исследованы протоколы жилищной комиссии войсковой части (данные изъяты) от 28.06.2003, 29.12.2003.
Из протокола Номер изъят от 28.06.2003 следует, что жилищная комиссия в составе председательствующего Б., членов комиссии П., Ж., И., Т., Е. при секретаре В. утвердила И. в качестве кандидатуры на предоставление двухкомнатной квартиры.
Из протокола Номер изъят от 29.12.2003 следует, что жилищная комиссия в вышеназванном составе утвердила И. в качестве кандидатуры внеочередника на получение двухкомнатной квартиры.
При этом в указанных протоколах жилищной комиссии каких-либо сведений о постановке И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, улучшении жилищных условий, а также оснований предоставления военнослужащему двухкомнатной квартиры не имеется.
Также судом установлено, что территориальный отдел не является филиалом или представительством ФГКУ "Центрегионжилье" и не несет ответственность по его обязательствам, предназначен для обеспечения реализации задач и функций ФГКУ "Центрегионжилье" в пределах определенных настоящим Положением полномочий на части территории Центрального военного округа, отнесенной к его ведению, при необходимости отделу могут быть делегированы иные полномочия ФГКУ "Центрегионжилье" (пункты 3, 4, 12 Положения N 1) (Приказ начальника ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" МО РФ Мартынова Н. от 26.01.2015 N 5 "Об утверждении Положений об отделах (1 отдел г. Самара, 2 отдел г. Новосибирск, 3 отдел г. Иркутск, 4 отдел г. Оренбург, 5 отдел г. Саратов) и территориальных отделениях ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ).
Согласно распоряжения начальника ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" МО РФ Мартынова Н.N 14-06-10/3382 от 19.02.2015 в связи с невозможностью рядом отделов использовать доверенности и гербовую печать начальникам территориальных отделов поручено организовать работу, в том числе, и по снятию военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, за 2-м отделом г. Новосибирска закреплен 3-й отдел г. Иркутска.
Суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, правильно применив положения ст. 5, 6, 51, 56 ЖК РФ, а также Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N1280 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, руководствуясь положениями статьей 56 ГПК РФ, пришел к законному и обоснованному выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку каких-либо доказательств того, что до 01.03.2005, после получения жилого помещения - двухкомнатной квартиры, И. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, продолжал состоять на таком учете либо был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не представлено.
Данные выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также норм процессуального права, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе представителя истца И. - Василенко И.В. о том, что судом необоснованно не учтены показания свидетеля Ж. о неисполнении членами жилищной комиссии ответчика своих должностных обязанностей в части признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, что привело к тому, что он не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также о том, что косвенным доказательством факта включения истца в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий является исследованный рапорт истца от 26.09.2005 на имя командира в/части (данные изъяты) на увольнение из рядов ВС РФ, в котором содержится просьба об обеспечении его и его семьи жильем по нормам, установленным действующим законодательством были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. При этом, суд первой инстанции пришел к верным и обоснованным выводам о том, что показания свидетеля Ж. относительно времени и процедуры постановки И. на учет нуждающихся в жилых помещениях не могут приняты судом как достоверные, поскольку они являются противоречивыми, опровергаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в частности протоколами жилищной комиссии войсковой части (данные изъяты) от 28.06.2003, 29.12.2003, тогда как рапорт об увольнении И., в котором имеется запись о том, что военнослужащий при увольнении имел претензию по улучшению жилищных условий в соответствии с нормой на четырех человек, также не свидетельствует о постановке И. на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005. Каких-либо доказательств того, что И. до 01.03.2005 был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения жилого помещения - двухкомнатной квартиры продолжал состоять на таком учете либо был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не представлено и в материалах дела отсутствуют, отсутствуют таковые и в материалах учетного дела, предоставленного ФГКУ "Центрегионжилье" Министерства обороны РФ, а также личного дела И. Кроме того, из материалов дела судом установлено, что согласно решению начальника 3-го отдела (г. Красноярск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Лизуновой О.Г. Номер изъят от 29.11.2012 И. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 29.11.2012. Вместе с тем, И. исключен из списков войсковой части 03.02.2006, следовательно, 29.11.2012 не мог быть поставлен на учет как действующий военнослужащий. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имелись все законные основания для снятия И. с учета нуждающихся в жилых помещениях. Начальником 2-го отдела (г. Новосибирск) ФГКУ "Центррегионжилье" Черных З.П. данные обстоятельства были выявлены наряду с отсутствием сведений об основаниях получения И. жилого помещения- двухкомнатной квартиры и отсутствие информации по истцу в базе "Учет информации 52 ИТК".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что принимая решение, суд первой инстанции полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон; нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено, тогда как доводы апелляционной жалобы представителя истца направлены на иное толкование фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 ноября 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.А. Черткова
Судьи: О.В. Егорова
Л.В. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.