Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Бекловой Ж.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
04 мая 2016 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 16 февраля 2015 года по делу по иску Павлова О. И. к Министерству здравоохранения Московской области о взыскании убытков, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения Павловой Л.В. и её представителя, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Павлов О.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Московской области о взыскании денежных средств на покупку лекарств в размере 474270 руб. 54 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, судебных расходов в размере 45000 рублей.
Требования мотивировал тем, что является инвалидом 2 группы, включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
В связи с онкологическим заболеванием ему было назначено лечение препаратами акситиниб (инлит) и нексавар.
Он неоднократно обращался с необходимым комплектом документов в МБУЗ Щелковская городская поликлиника N3, но лекарственные средства не получил в связи с их отсутствием.
В этой связи был вынужден самостоятельно за счет собственных средств закупить лекарства. Затраты на их приобретение просит взыскать с ответчика.
Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В отзыве иск не признал.
Представитель третьего лица МБУЗ Щелковская городская поликлиника N3 в суд не явился.
Решением Щелковского городского суда от 16 февраля 2015 года иск удовлетворен. В пользу Павлова О.И. взысканы расходы на лекарства в размере 474270 руб. 54 коп., компенсация морального вреда в размере 30000 рублей, расходы на представителя в размере 30000 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик просит его отменить как незаконное.
19 апреля 2015 года Павлов О.И. умер.
Определением Щелковского городского суда от 23 декабря 2015 года произведена замена истца Павлова О.И. его правопреемником Павловой Л.В..
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N23 от 19.12.2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.1 ст.81 приведенного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу п.5 ч.2 указанной статьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
18 октября 2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации N932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Разделом I указанной Программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Территориальная программа, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования, в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами (раздел VII Программы).
Разделом IV Программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При закреплении в территориальных программах перечней лекарственных препаратов, отпускаемых населению на льготных условиях (бесплатно или при 50-процентной оплате) субъекты Российской Федерации должны учитывать Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который включена группа населения - неработающие инвалиды II группы, обеспечивающиеся всеми лекарственными средствами для лечения данного заболевания (Приложение N1).
Пунктом 4 приведенного Постановления на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии ч.2 ст.18 Закона Московской области от 23.03.2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" лицам, страдающим социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 04.02.2013 года N106 утвержден Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой свободных цен.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Павлов О.И. являлся инвалидом 2 группы, проходил лечение в связи с выявленным у него онкологическим заболеванием "Рак правой почки".
Выявленное у истца заболевание включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
По рекомендации специалистов ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" от 06.10.2014 года и 22.10.2014 года Павлову О.И. были рекомендованы лекарственные препараты акситиниб (инлит) и сорафениб (нексавар).
Взыскивая расходы на приобретение лекарственных средств, суд не учел, что в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, препараты акситиниб (инлит) и сорафениб (нексавар), отсутствуют.
Не включен этот препарат и в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 года N2199-р, действовавший до 01.03.2015 года.
Отсутствие лекарственного препарата в соответствующем стандарте медицинской помощи, не исключало возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч.5 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Однако решение врачебной комиссии о назначении Павлову О.И. указанных препаратов суду не представлено.
По данным Единой региональной информационной системы Московской области, в базе данных которой в обязательном порядке числятся все выписанные лечащим врачом рецепты пациента, Павлов О.И. своевременно и в полном объеме был обеспечен всеми необходимыми лекарственными препаратами и лекарственными средствами по всем выданным ему рецептам.
Судебная коллегия, отменяя решение суда, учитывая произведенную судом первой инстанции замену истца, постановляет новое решение об отказе в иске Павловой Л.В..
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 16 февраля 2015 года отменить. Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Павловой Л. В. о взыскании с Министерства здравоохранения Московской области затраченных Павловым О. И. денежных средств на покупку лекарств в размере 474270 руб. 54 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, судебных расходов в размере 45000 рублей отказать.
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.