Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2016 г. апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 28 декабря 2015 г. по делу по административному исковому заявлению Федосова Романа Руслановича о признании незаконным абзаца седьмого пункта 11.1 постановления администрации городского округа Домодедово Московской области N 6404 от 25 декабря 2014 г. об исключении Федосова Романа Руслановича из списка граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области " Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и постановления администрации городского округа Домодедово Московской области N1594 от 21 августа 2015 г. о внесении изменений в указанное постановление; об обязании восстановить в списке,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Федосова Р.Р. - Коломиец Д.А.,
установила:
Федосов Р.Р. обратился в суд с требованиями к администрация городского округа Домодедово о признании незаконным абзаца седьмого пункта 11.1 постановления администрации городского округа Домодедово Московской области N 6404 от 25 декабря 2014 г. об исключении Федосова Романа Руслановича из списка граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и постановления администрации городского округа Домодедово Московской области N 1594 от 21 августа 2015 г. о внесении изменений в указанное постановление. Просил обязать восстановить его в указанном списке.
В обоснование требований Федосов Р.Р. указал, что он проживает в "данные изъяты", общая площадь дома составляет 34,5 кв.м, жилая площадь 19,0 кв.м. В доме зарегистрировано и проживают по месту жительства 4 человека.
С 03 ноября 1997 г. на основании постановления главы Домодедовского района Московской области N3061 он и его мать, Сидорова Т,А, зачислены в общую очередь на получение жилплощади из фонда администрации района с учетом льгот для семей, имеющих детей-инвалидов.
В дальнейшем вплоть до 2015 г. они проходили перерегистрацию и повторно подтверждали необходимые сведения о составе семьи и жилищных условиях.
Оспариваемым постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области N 6406 от 25 декабря 2014 г. Федосов Р.Р. (один) исключен из списка граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области от 26.07.2006 N125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов", но оставлен в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такое постановлением Федосов Р.Р. считал незаконным, указывая, что оснований для исключения его из списка не имелось, основания для обеспечения его жилым помещением не отпали и в силу статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение его жилым помещением должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Вторым оспариваемым постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области N 1594 от 21 августа 2015 г. были внесены изменения в указанное постановление в части номера дома, в котором проживают Федосов Р.Р. и его мать Сидорова Т.А.
Оспаривая указанные постановления Федосов Р.Р. просил восстановить его в указанном списке.
При обращении в суд Федосов Р.Р. ссылался, что об оспариваемых постановлениях им стало известно 31 августа 2015г.
В судебное заседание в суде первой инстанции Федосов Р.Р. не явился, был извещен. Его представитель по доверенности Коломиец Д.А., требования поддержал, дополнительно пояснил, что в отношении Федосова Р.Р. отсутствуют предусмотренные статьей 56 ЖК РФ основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель администрации городского округа Домодедово Голошумова Е.С., против удовлетворения требования возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 49-53).
Министерство строительного комплекса Московской области своего предсавителя в судебное заседание не направило, было извещено.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 28 декабря 2015 г. требования Федосова Р.Р. были удовлетворены. Признаны незаконными абзац седьмой пункта 11.1 постановления администрации городского округа Домодедово N 6404 от 25 декабря 2014 г. и постановление данной администрации N 1594 от 21 августа 2015 г. На администрацию городского округа Домодедово Московской области возложена обязанность восстановить Федосова Р.Р. в списке граждан части 2 статьи 1 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов" с сохранением номера очереди.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Домодедово просит об отмене решения суда, ссылась на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Федосова Р.Р. - по доверенности Коломиец Д.А., против удовлетворения аппелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутсвие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии со статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Московской области от 26 июля 2006 г. N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Из положений статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого Федерального закона.
Установленный статьей 28.2 этого Федерального закона механизм реализации указанного права предусматривает выделение средств из федерального бюджета на решение жилищного вопроса инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; обшей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в порядке очередности. При этом полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Московской области от 26 июля 2006 г. N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Московской области, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан.
Так, согласно статье 3 этого Закона Московской области (в редакции, действующей до внесения изменений Законом Московской области от 27 июля 2013 г. N 102/2013-ОЗ) списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, формирует орган местного самоуправления, на территории которого проживает льготник. Указанный список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, включаются в Список 2 (подпункт "г" части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 указанного Закона Московской области).
В соответствии со статьей 3 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 102/2013-ОЗ) Список 1 и Список 2 формируются на основании документов, подтверждающих право граждан на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности на территории Московской области, промышленности строительных материалов и в сферах жилищно-коммунального хозяйства, развития теплоэнергетического комплекса Московской области (далее - уполномоченный орган) - часть 4. Граждане исключаются из Списка 1 или Списка 2 в случаях снятия с учета; получения мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; получения мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; смерти (часть 5).
Перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона Московской области на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20 ноября 2013 г. N 5 "Об утверждения Перечня документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что несовершеннолетний Федосов Р.Р., "данные изъяты" года рождения, являлся ребенком-инвалидом.
С рождения Федосов Р.Р. проживает в квартире, общей площадью 34,50 кв.м., расположенной по адресу: "данные изъяты".
В данной квартире вместе с Федосовым Р.Р. постоянно проживают еще три человека, в том числе его мать Сидорова Т.А.
С 03 ноября 1997 г. Федосов Р.Р. в составе семьи своей матери Сидоровой Т.А., были поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях .
Свое право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях Сидорова Т.А. с сыном подтверждали ежегодно.
В дальнейшем Федосов Р.Р. и его мать Сидорова Т.А. были включены в Список граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
14 октября 2014 г. Министерством строительного комплекса Московской области в городском округе Домодедово проведена проверка организации мероприятия по исполнению органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах". По результатам этой проверки составлен акт от 14 октября 2014 г., в котором указывалось, что отдельные граждане включены в список не на основании их личных заявлений, в учетных делах отсутствуют документы, перечень которых утвержден Министерством строительного комплекса Московской области, в связи с чем на заседании жилищного комиссии администрации городского округа рекомендовано рассмотреть рекомендации по исключению из списка граждан, документы которых не соответствуют действующему законодательству, а с учетом решения жилищной комиссии - рассмотреть вопрос об исключении соответствующих граждан из списка по городскому округу Домодедово.
Из Протокола N 20 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Домодедово от 23 декабря 2014 г. следует, что на этом заседании было принято решение о подготовке администрации решения об утверждении списка граждан, подлежащих исключению из вышеуказанного списка.
Постановлением администрации городского округа Домодедово от 25 декабря 2014 г. N 6406 был утвержден указанный протокол N 20 от 23 декабря 2015 г. В пункте 11 постановления указан список граждан, подлежащих исключению из списка граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". В пункте 11.1 это постановления назван Федосов Р.Р., инвалид 1 группы, и указано, что постановка произведена не в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", документы, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета не представлены. Согласно отзыву администрации городского округа Домодедово Федосовым Р.Р. не были представлены копия решения органа местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета, а также заявление гражданина о принятии его на данный учет.
Пунктом 1.1 постановления администрации городского округа Домодедово от 21 августа 2015 г. N 1594 внесены изменения в указанное постановление от 25 декабря 2014 г. N 6406 в части изменения номера дома, в котором проживает Федосов Р.Р.
В административном исковом заявлении Федосова Р.Р. указывается, и материалами дела не опровергается, что об исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью, ему стало известно, 31 августа 2015 г.
Разрешая заявленные требования и признавая незаконным исключение Федосова Р.Р. из указанного Списка и обязывая восстановить его в Списке с сохранением номера очереди, суд, руководствуясь положениями вышеприведенного законодательства, обоснованно исходил из того, что факт нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий заинтересованными лицами не оспаривался, а отсутствие полного пакета документов не может служить основанием для исключения Федосова Р.Р., являющегося инвалидом детства, из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. Отсутствие решения органа местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета и заявления гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета само по себе не может умалять жилищных прав административного истца, поскольку неправомерных действий при первоначальной (до 01 января 2005 г.) постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", им не допущено. Реализация жилищных прав административного истца не может быть поставлена в зависимость от утраты или ненадлежащего оформления органами местного самоуправления документов.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку отсутствие какого-либо документа из перечня, утвержденного значительно позже включения гражданина в список на получение мер социальной поддержки, само по себе не может служить основаниям для исключения гражданина из указанного списка. Отсутствие необходимых документов не входит в исчерпывающий перечень оснований, предусмотренных частью 5 статьи 3 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", для исключения граждан из такого Списка.
До исключения Федосова Р.Р. из этого списка ему не предлагалось представить какие-либо документы.
При этом из материалов дела не усматривается каких-либо оснований для исключения Федосова Р.Р., инвалида детства и в настоящее время инвалида первой группы, из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
При вышеприведенных обстоятельствах суд правомерно обязал восстановить Федосова Р.Р. в списке граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов" с сохранением очередности.
В связи с признанием судом незаконным в части постановления администрации городского округа Домодедово N 6404 от 25 декабря 2014 г. были правомерно удовлетворены и требования об оспаривании постановления администрации городского округа Домодедово N 1594 от 21 августа 2015 г., которым вносились изменения в указанную часть постановления N 6404 от 25 декабря 2014 г.
С учетом изложенного, решение суда, которым удовлетворены заявленные Федосовым Р.Р. требования, является законным и обоснованным, а доводы в апелляционных жалобах, повторяющие доводы в письменных возражениях заинтересованных лиц и свидетельствующие о несогласии с оценкой судом имеющих доказательств, установленных обстоятельств, толкованием действующего законодательства, не могут повлечь отмену решения суда. Каких-либо нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 28 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.