Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Петровой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-139/16 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании недействующим со дня издания Решения Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части предоставления муниципальной преференции МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами, расположенным по адресам: Московская область, г. Красногорск: ул. им. Зверева, д. 2, д. 4, д. 8, Павшинский бульвар, д. 4, д. 6, д. 11, д. 12, д. 16, д. 17, д. 18, д. 20, д. 24, д. 28, д. 30, д. 32, Подмосковный бульвар, д. 1, д. 3, д. 4, д. 5, д. 8, д. 7, Красногорский бульвар, д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13/1, д. 13/2,
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"") обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня издания Решение Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части предоставления муниципальной преференции МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами, расположенным по адресам: Московская область, г. Красногорск: ул. им. Зверева, д. 2, д. 4, д. 8, Павшинский бульвар, д. 4, д. 6, д. 11, д. 12, д. 16, д. 17, д. 18, д. 20, д. 24, д. 28, д. 30, д. 32, Подмосковный бульвар, д. 1, д. 3, д. 4, д. 5, д. 8, д. 7, Красногорский бульвар, д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13/1, д. 13/2.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что является управляющей организацией указанных выше многоквартирных домов.
Решением Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предоставлена муниципальная преференция в отношении МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами, расположенными на территории г.п. Красногорск. Преференция была предоставлена МУП "РСП" в связи с неполучением рядом управляющих организаций, в том числе ООО " "данные изъяты"", на дату издания Решения Совета депутатов лицензий на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Однако полномочий по предоставлению преференции по управлению многоквартирными домами до момента проведения таких собраний или конкурса, действующее законодательство органам местного самоуправления не предоставляет. Полномочия органа местного самоуправления, в случае неполучения управляющей организацией лицензии, ограничены лишь созывом общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, а также проведением открытого конкурса.
В силу части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО " "данные изъяты"" обязано было надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирными домами до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Решение Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области противоречит Жилищному Кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" и иным федеральным законам и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности.
Определением Московского областного суда от 10 ноября 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского поселения Красногорск Московской области.
В судебном заседании представители административного истца требования поддержал в полном объеме.
Представитель Совета депутатов городского поселения Красногорск пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов городского поселения Красногорск в пределах своих полномочий и в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку преференция может быть предоставлена без предварительного согласия антимонопольного органа на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете.
Предоставление муниципальной преференции МУП "РСП" было вызвано ситуацией, при которой на момент принятия оспариваемого решения ряд организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в городском поселении Красногорск, не получили лицензию на право осуществления такой деятельности. Данные обстоятельства могли повлечь за собой нарушение прав граждан на безопасную среду обитания.
Предоставление муниципальной преференции было вызвано необходимостью обеспечения бесперебойной эксплуатации систем жизнеобеспечения многоквартирных домов с соблюдением санитарных норм в целях защиты окружающей среды, охраны здоровья граждан. Муниципальная преференция носит временный характер.
Представитель Совета депутатов городского поселения Красногорск полагала, что применение по аналогии ст. 200 ЖК РФ не представлялось возможным, поскольку на тот момент законодателем был введен запрет на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии.
Просила в удовлетворении требований ООО " "данные изъяты"" отказать. Представлены письменные возражения.
Представитель Администрации городского поселения Красногорск пояснила, что оспариваемое Решение Совета депутатов городского поселения принято в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О защите конкуренции". Принятие данного решения было мерой вынужденной и экстренной.
Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" устанавливался запрет на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии. Отсутствие управляющей организации по управлению многоквартирными домами, которая отвечает требованиям, установленным ЖК РФ, могло повлечь разрушение жилого фонда.
Информация о ходе лицензирования на территории городского поселения Красногорск со ссылкой на сайт Госжилинспекции Московской области поступила в Администрацию по МСЭДу в письме Госжилинспекции от 28.04.2015г. Администрация организовала работу по информированию жителей о том, что компания, управлявшая их домами, не получила лицензию.
В настоящий момент по многим домам уже определены новые управляющие организации по результатам проведенных конкурсов и торгов.
Просила в удовлетворении требований ООО " "данные изъяты"" отказать. Представлены письменные возражения.
Представитель МУП "Ремонтно-строительное предприятие" (далее- МУП "РСП") в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором возражает против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что на момент принятия оспариваемого Решения Совета депутатов городского поселения Красногорск оно соответствовало действующему законодательству и было принято в пределах предоставленных полномочий. Решение Совета депутатов поселения было принято в связи с отсутствием у административного истца лицензии, без которой осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не допускалось.
Кроме того, МУП "РСП" учреждено на основании государственного (муниципального) имущества, за счет которого муниципальным унитарным предприятиям надлежало обеспечить должное содержание многоквартирных домов. Муниципальное образование, являясь учредителем МУП "РСП", за счет своего имущества обеспечило управление многоквартирными домами посредством МУП "РСП", в период, когда ранее осуществлявшие данную деятельность организации в силу закона и ввиду отсутствия у них лицензии уже не могли более осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.
МУП "РСП" полагало, что оспариваемое решение Совета депутатов является действующим и подлежит исполнению вне зависимости от последовавших позднее изменений в федеральном законодательстве, поскольку указанные изменения вступили в силу 30.06.2015 г., тогда как оспариваемое решение было принято Советом депутатов 28.04.2015 г.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Совета депутатов городского поселения Красногорск, представителя Администрации городского поселения Красногорск, представителя МУП "РСП", исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника Московского областного прокурора Смирновой М.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
ООО " "данные изъяты"" является управляющей организацией многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Красногорск: ул. им. Зверева, д. 2, д. 4, д. 8, Павшинский бульвар, д. 4, д. 6, д. 11, д. 12, д. 16, д. 17, д. 18, д. 20, д. 24, д. 28, д. 30, д. 32, Подмосковный бульвар, д. 1, д. 3, д. 4, д. 5, д. 8, д. 7, Красногорский бульвар, д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13/1, д. 13/2.
Решением Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" статьей 16 предоставлена муниципальная преференция в отношении МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами, ранее управляемыми управляющими организациями, не прошедшими процедуру лицензирования.
Указанное решение опубликовано в газете "Красногорские вести" 30.04.2015г. N 56-57.
Согласно пунктам "б" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 53 названного Федерального закона формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.
Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 42 Устава муниципального образования "Городское поселение Красногорск" Красногорского муниципального района Московской области (в редакции Устава, действующей на дату издания оспариваемого решения).
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обращаясь с заявлением о признании недействующим Решения Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части предоставления муниципальной преференции МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами, расположенным по адресам: Московская область, г. Красногорск: ул. им. Зверева, д. 2, д. 4, д. 8, Павшинский бульвар, д. 4, д. 6, д. 11, д. 12, д. 16, д. 17, д. 18, д. 20, д. 24, д. 28, д. 30, д. 32, Подмосковный бульвар, д. 1, д. 3, д. 4, д. 5, д. 8, д. 7, Красногорский бульвар, д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13/1, д. 13/2, административный истец ссылается на нарушение его права на управлении указанными домами до даты избрания собственниками жилых помещений управляющей компании или до отбора таковой по конкурсу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" -(далее Федеральный закон N 255-ФЗ).
Частями 4 и 5 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции от 24.11.2014г., действовавшей на момент издания оспариваемого Решения) было предусмотрено, что в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
С учетом буквального толкования указанной нормы закона, по мнению суда, вопрос об управлении многоквартирными домами до наступления обстоятельств, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ (выбора собственниками способа управления или проведения конкурса) в случае, когда управляющей организации было отказано в выдаче лицензии либо заявление о предоставлении лицензии не подавалось, действующим по состоянию на дату издания оспариваемого Решения Совета (28.04.2015г.) жилищным законодательством однозначно урегулирован не был.
Муниципальное образование не вправе было при сложившихся обстоятельствах многоквартирные жилые дома оставить без управления, обеспечивающего благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - Главным государственным жилищным инспектором Чибис А.В. в пределах своих полномочий письмом от 24.04.2015г. N 12258-А4/04 было дано информационное разъяснение по отдельным вопросам, возникающих в связи с рассмотрением заявлений соискателей лицензий на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. В частности, было разъяснено, что в случае появления "дома без управления" выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг в таком многоквартирном доме может быть организовано органом местного самоуправления путем определения временной управляющей организации посредством предоставления муниципальной преференции.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами административному истцу было отказано в выдаче лицензии на право управление домами и на 1 мая 2015 года ООО " "данные изъяты"" не имело право на управление домами.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. N 309-ФЗ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, по мнению суда, на дату принятия оспариваемого Решения у Совета депутатов городского поселения с учетом того, что, как установлено материалами дела одновременно на 1 мая 2015 года в городском поселении Красногорск осталось без управления 178 многоквартирных жилых домов, для целей защиты окружающей среды, охраны здоровья граждан, соблюдения требований к надежности и безопасности многоквартирных домов, безопасности жизни и здоровья граждан, недопущение создания угрозы безопасности проживания в многоквартирных домах имелись основания для решения вопроса о внесении изменений и дополнений в решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", путем дополнения бюджета городского поселения статьей 16.
В соответствии со статьей 16 оспариваемого Решения предоставлена в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135 "О защите конкуренции" в 2015-2016 годах МУП "РСП" муниципальная преференция в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 1.05.2015г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 1.04.2016г. управление многоквартирными домами, ранее управляемыми управляющими организациями, не прошедшими процедуру лицензирования. Конкретный перечень домов, на которые предоставляется преференция, устанавливается постановлением администрации городского поселения Красногорск.
С учетом того, что оспариваемое Решение Совета было принято для указанных выше целей, управляющая компания по муниципальной преференции была назначена в условиях одномоментно возникших на 1 мая 2015г. обстоятельств и на условиях временного управления, оснований полагать, что на дату принятия оспариваемого Решения Совета были нарушены права административного истца на управление домами не имеется. В судебном заседании установлено, что и в отсутствие лицензии административный истец предпринимал все меры для осуществления деятельности по управлению домами. Представители административного истца в судебном заседании полагали, что ООО " "данные изъяты"" в полной мере с 1 мая 2015г. исполнялись договорные обязательства по объему и качеству услуг.
Довод административного истца о том, что муниципальная преференция не могла быть предоставлена за счет бюджета городского поселения, основан на неправильном толковании закона.
В силу абзацев "г", "д", "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. N 309-ФЗ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении.
С учетом того, что целями предоставления муниципальной преференции являлось обеспечение соблюдения требований к надежности и безопасности многоквартирных домов, безопасности жизни и здоровья граждан, недопущение создания угрозы безопасности проживания в многоквартирных домах, финансирование всех необходимых мероприятий по сохранности жилого фонда, в том числе в случае наступления чрезвычайных ситуаций в домах, оставшихся без обслуживающих организаций, должно было осуществляться за счет резерва финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в бюджете городского поселения.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015г. N 176-ФЗ), в случае, если в срок до 01.04.2015г. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом системного толкования приведенных норм законов, с 30.06. 2015г. законодателем для целей обеспечения стабильности правоотношений между управляющей организацией и собственником жилого помещения была предусмотрена обязанность управляющих организаций, не получивших лицензии, по управлению домами до выбора собственниками иной управляющей организации или по конкурсу.
В судебном заседании установлено, что в МУП "РСП" на дату предоставления муниципальной преференции в своем штате имело численность в пятнадцать работников, при этом во временное управление обществу было передано с 1.05.2015г. 178 многоквартирных домов. Административный истец на дату 30.06.2015г. располагал сохраненной штатной численностью около двухсот работников и состоял в договорных отношениях с собственниками жилых помещений и ресурсоснабжающими организациями. Также установлено, что МУП "РСП" не в полной мере исполняло обязанности временной управляющей организацией - договоры на временное управление жилым домом с собственниками не заключались. В судебном заседании представители административного ответчика и заинтересованного лица не привели заслуживающих внимания правовых доводов отказа административному истцу с 30.06.2015г.в реализации права по управлению домами. Не установлено судом обстоятельств, препятствующих прекращению с указанной даты муниципальной преференции по управлению домами МУП "РСП". Из пояснения сторон установлено, что на ноябрь 2015г. в управление по конкурсу из 27 домов передано 18 домов, в отношении остальных проводятся конкурсы.
Оспариваемый нормативный правовой акт утрачивает силу с 1.04. 2016г.
В соответствии с подпунктом 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" муниципальной преференцией является предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает наиболее выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества или объектов гражданских прав.
Поскольку на дату 30.06.2015 года отсутствовали основания для принятия чрезвычайных мер, в том числе по обеспечению сохранности жилого фонда, административный истец активно отстаивал свое право на временное управление домами, а администрация городского поселения в одностороннем порядке, нарушая принцип непрерывного управления, отказала административному истцу в выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества, у Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015г. N 176-ФЗ) с 30 июня 2015г. отсутствовали правовые основания для предоставления МУП "РСП" муниципальной преференции по управлению без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016г. управление многоквартирными домами, расположенным по адресам: Московская область, г. Красногорск: ул. им. Зверева, д. 2, д. 4, д. 8, Павшинский бульвар, д. 4, д. 6, д. 11, д. 12, д. 16, д. 17, д. 18, д. 20, д. 24, д. 28, д. 30, д. 32, Подмосковный бульвар, д. 1, д. 3, д. 4, д. 5, д. 8, д. 7, Красногорский бульвар, д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13/1, д. 13/2.
С учетом изложенного нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим с 30.06.2015г., а административное исковое заявление ООО " "данные изъяты"" частичному удовлетворению.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании недействующим со дня издания Решения Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части предоставления муниципальной преференции МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами удовлетворить.
Признать недействующим с 30 июня 2015 года Решение Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 28.04.2015г. N 122/11 "О внесении изменений и дополнений в Решение "О бюджете городского поселения Красногорск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части предоставления муниципальной преференции МУП "РСП" в виде права без проведения конкурса осуществлять в период с 01.05.2015 г. и до завершения выбора управляющей организации по результатам собрания или конкурса, но не позднее 01.04.2016 г. управление многоквартирными домами, расположенным по адресам: Московская область, г. Красногорск: ул. им. Зверева, д. 2, д. 4, д. 8, Павшинский бульвар, д. 4, д. 6, д. 11, д. 12, д. 16, д. 17, д. 18, д. 20, д. 24, д. 28, д. 30, д. 32, Подмосковный бульвар, д. 1, д. 3, д. 4, д. 5, д. 8, д. 7, Красногорский бульвар, д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13/1, д. 13/2.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Л.И. Ракунова.
Мотивированное решение составлено 25 января 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.