Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей - ФИО7 и ФИО9,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес"
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО2 в административном исковом заявлении ссылается на то, что является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, своевременно проходила переучет и продлевала срок действия статуса вынужденного переселенца, а в последний раз - до ДД.ММ.ГГГГ При очередном обращении в ФИО1 по "адрес" получила отказ в продлении срока действия статуса в связи с предоставлением в 2002 году компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 138 000 руб. Полагая лишение статуса вынужденного переселенца на основании частично оказанной денежной помощи неправомерным, просила суд обязать ФИО1 по "адрес" продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить в сводном списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании ФИО2 поддержала заявленные требования.
ФИО1 по "адрес" ФИО6 в удовлетворении требований административного истца просила отказать.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о включении в сводный список вынужденных переселенцев на улучшение жилищных условий прекращено в связи с необходимостью разрешения данных требований в ином судебном порядке.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ действия ФИО1 по "адрес", выразившиеся в отказе продлить административному истцу срок действия статуса, признаны незаконными и на них возложена обязанность продлить статус.
В апелляционной жалобе ФИО1 административного ответчика ФИО6 просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием у ФИО2 обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.
Проверив обоснованность доводов жалобы, изучив материалы дела, выслушав ФИО1 по "адрес" ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, административного истца ФИО2, просившей решение суда оставить в силе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно ч. 5. ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно п. 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца ей продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что административному истцу отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 2002 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 138 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510, которым утвержден порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 указанного Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.
Из изложенного видно, что обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является выяснение вопроса о соответствии выплаченной заявителям компенсации стоимости утраченного жилья, то есть давал ли размер этой компенсации возможность приобрести на момент ее выплаты другое жилье.
В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в "адрес" на 2002 г. составляла 12 кв.м.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 123 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по ФИО1 на первое полугодие 2002 г. в размере 7 990 руб.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Из выписки из базы данных "Компенсация" видно, что семья административного истца на момент получения компенсации состояла из пяти человек. Размер выплаченной компенсации составляет 138 000 руб. Следовательно, на одного члена семьи приходится 3,4 кв.м. (138 000 руб. : 7 990 руб. : 5 человек) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы, что свидетельствует о жилищной необустроенности их семьи.
При таких обстоятельствах, поскольку довод административного истца о том, что у него имеются препятствия для жилищного обустройства, подтверждается материалами дела и административным ответчиком не опровергнут, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО1 по "адрес" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.