Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - ФИО13
при секретаре ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении статуса вынужденного переселенца
по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия на решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым требования административных истцов удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи ФИО11, представителя УФМС России по РИ ФИО10, поддержавшего апелляционную жалобу, административного истца ФИО5 Б.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с требованием к УФМС России по РИ о продлении статуса вынужденного переселенца, указав, что до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. Во время разрешения кризиса вынуждены были покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где им предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса продлевался ежегодно, в последний раз до 10 июля 2015 г. При очередном обращении с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев УФМС России по РИ в удовлетворении заявлений отказало ввиду выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 000 руб. в 2001 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г.
Просили обязать УФМС России по РИ продлить им и их несовершеннолетним членам семьи срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить их в базе данных вынужденных переселенцев до полного жилищного обустройства.
Решением суда требования административных истцов удовлетворены частично за исключением требований о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев несовершеннолетним членам семьи и восстановлении их в базе данных вынужденных переселенцев в части восстановления до полного жилищного обустройства.
Решение суда обжаловано УФМС России по РИ. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований ввиду выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике.
Административные истцы ФИО5 М.А. и ФИО5 А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны и проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из уведомления УФМС России по РИ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 000 руб.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29 апреля 2002 г., получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, могло бы служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
В судебном заседании ФИО10 представлена выписка из базы данных "Компенсация" УФМС России по РИ, согласно которой административными истцами получена указанная компенсация в 2001 г. в составе семьи из 5 человек.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 31 мая 2001 г. N 55"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2001 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" на момент получения указанной компенсации стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения составляла 3 800 руб. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2, административные истцы в составе семьи из 5-и человек не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 60 м2 могли приобрести лишь 35,3 м2, т.е. менее 7,1 м2 на человека).
Кроме того судебная коллегия полагает, что к данному спору Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в редакции от 30 декабря 2015 г., согласно п. 2 ст. 5 которого срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье не может быть применен в силу ст. 4 ГК РФ, так как на момент возникновения спорных правоотношений такая норма в Законе отсутствовала, суд апелляционной инстанции проверяет правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Из материалов дела также усматривается, что административные истцы до настоящего времени жилищно не обустроены, полученная ими компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья и не давала возможности приобрести другое жилье по месту нового проживания, что не согласуется с доводами заинтересованного лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих ФИО5 в обустройстве на новом месте жительства. Полученная выплата не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу ее незначительности.
В соответствии со ст. 7 Закона "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 органы государственной и муниципальной власти предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение.
Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации указанных положений Закона Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 гг., в соответствии с абз. 15 части II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" участниками подпрограммы являются граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно подп. "ж" п. 5 и абз. 3 п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, включаются территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев до полного жилищного обустройства, так как суд при принятии решения не может выйти за рамки Закона о вынужденных переселенцах, которым определено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается на один год.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержит оснований для его отмены либо изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении статуса вынужденного переселенца оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.