Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей ФИО13
при секретаре ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия на решение Карабулакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворены требования ФИО1 и ФИО2.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с исковым заявлением к УФМС России по РИ и Миннацу Ингушетии о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, имеют соответствующий статус, который в очередной раз продлен до 16 июня 2016 г.
Уведомлением УФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N им сообщило о том, что они исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в связи с получением ссуды в 2000 г. в размере 35 769,6 руб., выплаченной согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья". Из уведомлений Миннаца Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ N хр-1336/35 и N хр-1337/35 следует, что ФИО5 исключены из списка лиц-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. на 2016 г. в связи с отсутствием статуса вынужденного переселенца и в связи с полученной вышеуказанной ссуды.
Указанные действия УФМС России по РИ и Миннаца Ингушетии считают незаконными, поскольку полученная ими ссуда была недостаточна для разрешения вопроса их жилищного обустройства, просили признать неправомерными действия Миннаца Ингушетии и УФМС России по РИ, выразившиеся в исключении их из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 на 2016 г., обязать УФМС России по РИ и Миннац Ингушетии восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев до полного жилищного обустройства.
В судебном заседании административные истцы требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель УФМС России по РИ ФИО10 требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Представитель Миннаца Ингушетии ФИО14 пояснил суду, что представляемое им ведомство не исключало административных истцов из сводного списка вынужденных переселенцев.
Решением суда требования административных истцов удовлетворены частично за исключением требований к Миннацу Ингушетии, УФМС России по РИ обязано восстановить административных истцов в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 на 2016 г.
Решение суда обжаловано УФМС России по РИ, представитель которого в своей апелляционной жалобе просит о его отмене на том основании, что административным истцам выплачена ссуда на приобретение жилья и отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве.
Миннац Ингушетии, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя УФМС России по РИ ФИО10, просившего решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, административных истцов, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно уведомлению УФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N и уведомлений Миннаца Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ N хр-1336/35 и N хр-1337/35 административные ответчики исключены из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в связи с получением ссуды в 2000 г. в размере 35 769,6 руб., выплаченной согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья".
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности доводов УФМС России по РИ об отсутствии обстоятельств, препятствующих жилищному обустройству ФИО5.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается в связи с тем, что он основан на положениях Закона РФ "О вынужденных переселенцах", постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Так, в соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 и п. 1 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
Помимо прочего установлено, что к основным направлениям работы миграционной службы с вынужденными переселенцами относится оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Из подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153, следует, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п. 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Миннац Ингушетии) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по установленной форме и утверждает его.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подп. "ж" п. 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы, что представителями ответчиков не отрицается.
Из представленной в судебном заседании ФИО10 выписки из списка лиц, получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду в УФМС России по РИ, следует, что административными истцами в составе семьи из 11 человек была получена указанная ссуда ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 769, 6 руб. и ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 808 руб.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 28 февраля 2001 г. N 14"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" и постановлению Госстроя РФ от 30 августа 2001 г. N 103 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья за IV квартал 2000 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставлялись за счет средств федерального бюджета" на момент получения указанных ссуд стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Ингушетия составляла соответственно 3 500 руб. и 2 850 руб.
Из материалов дела следует, что на момент получения ссуды семья административных истцов состояла из 11-ти человек. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2, административные истцы в составе семьи из 11-ти человек не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 120 м2 на указанные суммы возможно было приобрести лишь 21,1 м2, т.е. менее 2 м2 на человека). Полученная ссуда не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу незначительности.
При наличии вышеуказанных обстоятельствах требования административных истцов о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев являются обоснованными, восстановление Управлением ФМС России по РИ истцов в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), влечет их включение Миннацем Ингушетии в соответствующий сводный список на 2016 г.
Таким образом судебная коллегия находит решение суда первой инстанции, которым частично удовлетворены требования административных истцов, законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карабулакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.