Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Набок Л.А.,
судей - Черкуновой Л.В., Никоновой О.И.,
при секретаре - Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Баннова Д.Е. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Баннова Д.Е. - оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Баннов Д.Е. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству социально демографической политики Самарской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из "данные изъяты" с должности "данные изъяты". На момент увольнения его выслуга составила 21 год 01 месяц 01 день. С ДД.ММ.ГГГГ. ему назначена пенсия по выслуге лет. В период работы в "данные изъяты" истец был награжден медалями "За отличие в службе" III степени, II степени, I степени. ДД.ММ.ГГГГ обратился по месту жительства в Департамент социальной поддержки населения мэрии г.о.Тольятти с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" с приложением необходимых документов. Однако в удовлетворении заявления ему было отказано ввиду отсутствия документа, подтверждающего наличие трудового стажа не менее 25 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец Баннов Д.Е. просил суд признать незаконным отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении ему звания "Ветеран труда", обязать присвоить ему звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение установленного образца.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Баннов Д.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме. Указал, что судом вынесено решение с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1 не подлежит применению при рассмотрении данного гражданского дела, поскольку утратил силу с 01.01.2002г. в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Также полагает, что действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ распространяется на граждан, проходивших военную и иную службу, а также осуществлявших деятельность, в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенных со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретших право на государственное пенсионное обеспечение или на ежемесячное пожизненное содержание, при установлении пенсии по старости (в том числе досрочной) или пенсии по инвалидности. В связи с чем, данный Федеральный закон не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на получение пенсий за выслугу лет устанавливается ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ и Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, согласно которым пенсия за выслугу лет приобретается при достижении установленной выслуги лет, в том числе и в льготном исчислении. При назначении пенсии за выслугу лет обязательное наличие 25 летнего трудового стажа данными нормативными актами не предусмотрено. Также указал, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом действует федеральный закон. Считает, что поскольку он является получателем пенсии за выслугу лет и имеет ведомственные награды, то в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В заседание суда апелляционной инстанции истец Баннов Д.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В силу ст.327 и ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) (далее - Закон "О ветеранах"), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой, ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
С учетом системного толкования приведенных норм и исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
Статьей 1 Закона Самарской области от 06.05.2006 г. N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области" определены порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 3 регионального закона предусмотрен порядок обращения лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и указан перечень документов, прилагаемых к заявлению, в том числе в абзаце 6 данной статьи указан документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Материалами дела подтверждается, что на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты" Баннов Д.Е. уволен из "данные изъяты" по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с должности "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты".
На момент увольнения Баннова Д.Е. его выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 05 месяцев 05 дней, в льготном исчислении 21 год 01 месяц 01 день.
С ДД.ММ.ГГГГ. истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Также материалами дела подтверждается, что приказами МЧС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ Баннов Д.Е. награждён медалями "За отличие в службе" 3 степени, 2 степени и 1 степени соответственно, что является одним из оснований для присвоения звания "Ветеран труда".
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент социальной поддержки населения мэрии г.о. Тольятти с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Ответом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Баннову Д.Е. отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Указано, что согласно трудовой книжке его трудовой стаж составляет 18 лет 4 месяца и 12 дней, документ, подтверждающий наличие у него 25-летнего трудового стажа не представлен. При предоставлении им вышеуказанного документа, вопрос о присвоении звания "Ветеран труда" будет рассмотрен повторно.
Таким образом, Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области законно отказано Баннову Д.Е. в присвоении звания "Ветеран труда".
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, принимая во внимание вышеизложенное, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Баннова Д.Е. о наличии противоречий Закона Самарской области от 06.05.206 г. N 40-ГД Федеральному закону РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не могут быть учтены, поскольку определением Верховного Суда РФ от 05.08.2015 г. N 46-АПГ15-13 оставлено без изменения решение Самарского областного суда от 10.03.2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 3 Закона Самарской области N 40-ГД в части необходимости представления документа, подтверждающего наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Верховным Судом РФ указано в определении, что в статье 1 Закона "О ветеранах" определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда, которые устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда.
Согласно ст. 7 Закона "О ветеранах" одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Статьей 5 указанного Закона N 166-ФЗ установлены виды пенсий, и в том числе пенсия за выслугу лет, пенсия по старости (п. п. 1, 2 ч. 1) и т.д.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации урегулированы различными законами, которыми предусмотрены условия назначения пенсии по выслуге лет, и в том числе различная продолжительность периодов работы и иной деятельности, необходимая для назначения пенсии по выслуге лет различным категориям граждан.
В то же время, как следует из текста Закона "О ветеранах", данным законом не урегулирован вопрос об определении необходимого страхового стажа или стажа иной общественно полезной деятельности при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", в связи с чем законодатель субъекта Российской Федерации вправе установить такое условие при присвоении звания "Ветеран труда", единое для всех категорий граждан.
По изложенным основаниям нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что установление в обжалуемом законе положения о необходимости представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин, противоречит федеральному законодательству.
В то же время, положения п. 1 ст. 3 Закона Самарской области N 40-ГД не лишают истца права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии у него трудового стажа не менее 25 лет.
Учитывая, что других доводов, влекущих безусловную отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баннова Д.Е. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.