Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Гороховик А.С.,
судей - Евдокименко А.А. и Улановой Е.С.,
при секретаре - Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 17 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить. Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 24 августа 2015 года N6078-р/5 в части отказа в предоставлении Хоботову М.А. социальной выплаты из средств федерального бюджета, передаваемых бюджетам субъектов РФ в виде субвенций бюджетам городских округов на обеспечение жильем инвалидов. Признать за Хоботовым М.А. право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения как лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года в соответствии с очередностью, исходя из даты принятия на учет с 1 июля 1998 года. Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 22 октября 2015 года N7811-р/5 в части исключения Хоботовой Л.И. с составом семьи 2 человека (сын-инвалид Хоботов М.А.) из списков инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до 1 января 2015 года и восстановить нарушенное право путем восстановления в указанных списках с даты постановки на учет - 1 июля 1998 года. Взыскать с мэрии г.о. Тольятти в пользу Хоботова М.А. расходы на оплату услуг сурдоперевода в размере 350 рублей, на оформление доверенности в размере 1 100 рублей, на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей, а всего взыскать 4 750 рублей.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя ответчика - Мэрии г.о. Тольятти - Попковой Н.А, возражения на жалобу представителя истца Хоботова М.А. - Булала А.М., судебная коллегия
установила:
Истец - Хоботов М.А., обратился в суд с иском о признании незаконным распоряжений органа местного самоуправления и признании права на получение социальной выплаты к Мэрии г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 24 августа 2015 года N6078-р/5 истцу отказано в предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения по норме, поскольку он имеет в собственности ? долю (17,05 кв.м.) в однокомнатной квартире общей площадью 31,1 кв.м ... Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22 октября 2015 года N7811-р/5 истец исключен из списков инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до 1 января 2005 года. С вышеуказанными распоряжениями не согласны, так как истец был принят на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и Законом от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предусмотрено сохранение за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года прав состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. На основании изложенного истец просил суд: 1) признать незаконным отказ мэрии г.о. Тольятти в предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья; 2) признать за истцом право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как лица признанного в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года исходя из даты принятия на учет 1 июля 1998 года; 3) признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 22 октября 2015 года N7811-р/5 в части исключения семьи истца из списков инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до 1 января 2005 года, восстановить истца в указанных списках с даты постановки на учет; 4) взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, услуг сурдоперевода в размере 350 рублей, на оформление доверенности в размере 1 100 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик - Мэрия г.о. Тольятти считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Мэрии г.о. Тольятти судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На момент возникновения спорных правоотношений, основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусматривались ст. 29 ЖК РСФСР. С 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004года N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" был дополнен статьей 28.2. Указанной статьей определяется порядок передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего закона.
Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" определен порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен этим законом. Действие названного Закона распространяется, в том числе, на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно ст. ст. 1 и 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно: а) инвалиды; б) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Согласно ст. 4 Закона Самарской Области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года N139-ГД "О жилище" при принятии на учет заявителя и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются все постоянно проживающие члены семьи заявителя, в том числе отсутствующие в связи с призывом на военную службу, командированные на работу за границу, в другой населенный пункт, выехавшие на учебу в другие населенные пункты и иные лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право проживания в данном жилом помещении.
Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N77, для получения социальной выплаты очередник представляет в органы местного самоуправления нотариально заверенное заявление о предоставлении социальной выплаты. К заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность гражданина; копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина на территории Самарской области; справка органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации о лицах, зарегистрированных в квартире по месту жительства гражданина, выданная не позднее чем за десять дней до дня подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; справка органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии недвижимости в собственности у гражданина и членов его семьи, выданная не позднее, чем за десять дней до даты обращения гражданина с заявлением о предоставлении социальной выплаты (пункт 5.1).
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что лица признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий на законных основаниях до введения в действие Жилищного кодекса РФ сохраняют право состоять на данном учете, в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что истец является инвалидом 3 группы с детства, проживает совместно с матерью Хоботовой Л.И ... Постановлением администрации Автозаводского района города Тольятти Самарской области от 30 июля 1998 года N2579-1/07 Хоботова Л.И. с составом семьи 2 человека была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях (одинокая мать, сын - инвалид с детства). Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 24 августа 2015 года N6078-р/5 истцу отказано в предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения по норме, поскольку он имеет в собственности ? долю (17,05 кв.м.) в однокомнатной квартире общей площадью 31,1 кв.м ... Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22 октября 2015 года N 7811-р/5 Хоботова Л.И. с составом семьи 2 человека исключена из списков инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до 1 января 2005 года в связи с обеспеченностью сына-инвалида общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Судом первой инстанции также установлено, что семья истца была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях до 1 января 2005 года. При этом, на момент принятия семьи истца на жилищный учет действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области, утвержденные Постановлением Исполкома Куйбышевского областного совета народных депутатов от 11 декабря 1984 года N530 (в редакции от 12 апреля 1989 года), которые подлежали применению на основании п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР. Пунктом 7 Указанных Правил предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров (учетная норма). На долю истца на момент постановки на учет приходилось 6,9 кв.м. жилой площади, в связи с чем, семья истца и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что и на настоящий момент в собственности истца также находится 6,9 кв.м. жилой площади.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска: 1) признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 24 августа 2015 года N6078-р/5 в части отказа в предоставлении истцу социальной выплаты; 2) признании за истцом права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения как лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года в соответствии с очередностью, исходя из даты принятия на учет с 1 июля 1998 года; 3) признании незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 22 октября 2015 года N7811-р/5 в части исключения Хоботовой Л.И. с составом семьи 2 человека (сын-инвалид Хоботов М.А.) из списков инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до 1 января 2015 года и восстановлении нарушенного права путем восстановления в указанных списках с даты постановки на учет - 1 июля 1998 года; 4) присуждении истцу с ответчика судебных расходов по оплате услуг сурдопереводчика в размере 350 рублей, по оформлению доверенности представителю в размере 1 100 рублей, по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, поскольку в ходе судебного достоверно установлено, что правовые основания для отказа в удовлетворении заявления истца, на момент принятия названного распоряжения отсутствовали, как и отсутствовали правовые основания для исключения семьи истца из названных списков.
Не может судебная коллегия доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку они противоречит положениям ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года, согласно которым граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, однако обстоятельств подтверждающих наличие названных оснований в ходе судебного разбирательства не установлено.
Несостоятельными находит судебная коллегия и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они сводятся к доводам изложенным в обосновании непризнания иска и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 17 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.