Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Емелина А.В.,
судей - Самодуровой Н.Н., Набок Л.А.,
при секретаре - Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Короленко О.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17.02.2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Короленко О.Ю. отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Короленко О.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. о. Самары о признании незаконным решения администрации г. о. Самары об исключении из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
В обоснование заявленных требований Короленко О.Ю. указала, что в 11.06.13 г. она с малолетними детьми были включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Летом 2015 г. она получила информацию о том, что они исключены из участников подпрограммы.
Считая отказ незаконным, Короленко О.Ю. просит признать незаконным решение об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. семьи Короленко О. Ю., обязать ответчика восстановить семью Короленко 0. Ю. в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Короленко О.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что оснований для исключения из участников Подпрограммы в связи с достижением 35 - летнего возраста, законодательство не содержит. Указывает, что включение её семьи в состав участников Подпрограммы отвечало установленным в ней требованиям, неполучение социальной помощи в период действия Подпрограммы в связи с недостаточным финансированием не должно ущемлять её право на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы. Считает, что поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. Поскольку её семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в программе, подлежащей реализации в 2011 - 2015 года, то оснований для исключения из участников социальной программы, не имелось.
В заседании судебной коллегии Короленко О.Ю., представители Администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г. о. Самары не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. о. Самары от 11.06.13 г. N Короленко О.Ю. включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 07.10.15 г. семья Короленко О. Ю. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с несоответствием условиям Подпрограммы, предусмотренным п. п. "а" п. 6 (превышение возраста 35 лет) Правил предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года и исключена из списка участников Подпрограммы.
Разрешая спор, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и исходил из того, что обязательным для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" является условие о возрасте участников, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (для каждого из супругов).
Поскольку Короленко О.Ю. достигла 36 летнего возраста до включения семьи в сводный список претендентов, при наличии установленного возрастного ограничения для участников подпрограммы, суд пришел к выводу о том, что у уполномоченного органа местного самоуправления - администрации г.о. Самара имелись законные основания для исключения семьи Короленко О.Ю. из числа участников подпрограммы, поскольку данная семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011 - 2015 годы, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно пункту 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, в силу законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявленным требованиям, не ведут к отмене судебного решения, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствии с условиями подпрограммы, утратила по достижении Короленко О.Ю. возраста, превышающего 35 лет.
Таким образом, принятое судом первой инстанции решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17.02.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Короленко О.Ю., - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.