Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Шилова А.Е., Черкуновой Л.В.,
при секретаре - Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щаева А.В. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" о признании действий незаконными, понуждении исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка,
по апелляционной жалобе Щаева А.В. на решение Ставропольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Щаева А.В. - отказать.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Щаева А.В. и его представителя Хасанова Э.Ю. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - Борисовой Л.И. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щаев А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) о признании действий незаконными, понуждении исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 03.06.1997 Щаеву А.В. принадлежит земельный участок площадью 3015 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", уч. N. Право собственности зарегистрировано, выдано свидетельство о государственной регистрации права серия N от ДД.ММ.ГГГГ. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, межевание земельного участка не проводилось. Впоследствии в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка установлено, что граница смежного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, смещена в сторону принадлежащего Щаеву А.В. земельного участка, установлено пересечение границ. По мнению Щаева А.В. при межевании смежного земельного участка нарушена процедура, предусмотренная действовавшим законодательством, поскольку с ним не согласовывалось местоположение границ участка, в акте его подпись отсутствует. Однако органом кадастрового учета внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером N, чем нарушены права административного истца, поскольку он лишен возможности осуществить государственный кадастровый учет принадлежащего ему земельного участка в имеющихся границах с неизменными площадными характеристиками.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Щаев А.В. просил суд признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" по внесению в данные государственного кадастра недвижимости сведений о границах и площади земельного участка площадью 2434 кв.м., кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" исключить из данных государственного кадастра недвижимости сведения о границах вышеуказанного земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Щаев А.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии Щаева А.В. и его представитель - Хасанов Э.Ю. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" - Борисова Л.И. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Обласова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Обласовой А.А., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшим на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Согласно ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Из материалов дела следует, что Щаев А.В. на основании договора купли-продажи от 03.06.1997 является собственником земельного участка с кадастровым номером N декларированной площадью 3015 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", уч. N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ГКН, указанный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о нем внесены в ГКН в рамках проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. При постановке на государственный кадастровый учет сведения об описании местоположения границ земельного участка в ГКН не внесены, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
09.11.2015 Щаев А.В. обратился в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений указанного земельного участка.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 12.11.2015 N63-00-119/15-146807 осуществление кадастрового учета приостановлено, в связи с тем, что при внесении в ГКН сведений о координатах характерных точек границ изменяемого земельного участка установлено, что его границы пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором содержатся в ГКН.
Установлено, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2434 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес" N N является Обласова А.А.
Согласно сведениям ГКН, указанный земельный участок является ранее учтенным, площадь и границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данные сведения внесены в ГКН на основании описания земельных участков от 26.08.2005, подготовленного МУП "данные изъяты"
Разрешая заявленные требования и отказывая Щаеву А.В. в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесение данных о границах и площади земельного участка с кадастровым номером N в государственный кадастр недвижимости произведено органом кадастрового учета в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда.
Так, из землеустроительного дела, подготовленного МУП "данные изъяты" на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", уч. N, утвержденного заместителем начальника Тольяттинского территориального отдела управления Роснедвижимости по Самарской области 08.11.2005, следует, что подпись Щаева А.В. в извещении о проведении процедуры установления и согласования в натуре границ земельного участка и акте согласования границ земельного участка, отсутствуют.
В соответствии с Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 года N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" (действовавшим на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:32:1301007:30), в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков (пункт 1 Приказа).
Документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков (пункт 3 Приказа).
Описание земельных участков (далее - Описание) представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении Описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения (пункт 4 Приказа).
Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей (пункт 6 Приказа).
Описание состоит из разделов и подразделов, включаемых в Единый государственный реестр земель при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет либо при внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках. Помимо разделов (подразделов) в состав Описания входят Титульный лист и Приложение, включаемые в кадастровое дело (пункт 7 Приказа).
Разделы Описания (в том числе составляющие их подразделы), Титульный лист и Приложение помещаются в отдельные файловые папки, которые комплектуются в скоросшиватель в следующей последовательности:
- Титульный лист;
- Чертеж земельных участков;
- Описание границ;
- Сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);
- Приложение (пункт 11 Приказа).
Согласно п.24-26 в раздел "Описание границ" вносятся текстовые сведения обо всех вновь образованных при землеустройстве и отраженных на Чертеже узловых и поворотных точках, а также участках границ.
Вносимые сведения должны позволять определить положение на местности (восстановить) границы вновь образованных земельных участков, подлежащих государственному кадастровому учету, или земельных участков, межевание которых осуществлялось с целью внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений.
В раздел вносятся также сведения об условных обозначениях узловых и поворотных точек, участков границ, прекращающих существование при постановке вновь образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет либо внесении уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках.
Раздел "Описание границ" содержит следующие реквизиты:
- наименование документа;
- наименование раздела документа;
- номер кадастрового квартала;
- номер изменения;
- сведения о вновь образованных и прекращающих существование узловых и поворотных точках границ;
- сведения о вновь образованных и прекращающих существование участках границ;
- абрисы узловых и поворотных точек границ.
Анализируя указанные положения нормативно - правовых актов, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по включению акта согласования границ земельного участка в состав документа - Описание земельного участка, предоставляемого для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствовала.
В составе кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, копия которого представлена в материалы дела, имеются следующие документы: заявка о постановке на государственный кадастровый учет; доверенность на представителя, свидетельство о праве собственности на землю N от ДД.ММ.ГГГГ; карта (план) земельного участка, описание земельных участков от 26.08.2004; распоряжение о присвоении почтового адреса земельному участку N 42 от 12.05.2005.
Описание земельных участков подготовлено МУП "данные изъяты" Акт согласования границ земельного участка в материалах кадастрового дела отсутствует.
Описание земельного участка состоит из титульного листа, чертежа земельного участка, описания границ, сведений о земельном участке и приложения (распоряжения о присвоении почтового адреса).
Таким образом, описание земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", уч. N, соответствует установленным на момент его подготовки требованиям.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия по внесению в данные государственного кадастра недвижимости сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" совершены административным ответчиком в рамках своей компетенции в установленном законом порядке, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Доводы жалобы о незаконности действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области" по внесению в ГКН сведений о границах и площади земельного участка площадью 2434 кв.м., кадастровый N, и необходимости исключения из ГКН не соответствующих действительности сведений о нем, со ссылкой на нарушения, допущенные при его постановке на учет, повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, и признаются судебной коллегией несостоятельными по основаниям, изложенным выше.
Из материалов дела видно, что кадастровый учет земельного участка площадью 2434 кв.м., кадастровый NN осуществлен в соответствии кадастровыми документами межуемой территории.
Доказательств того, что на момент внесения в ГКН сведений о границах и площади земельного участка площадью 2434 кв.м., земельный участок административного истца находился именно в тех границах, на которые он претендует, по делу не представлено.
При этом, как обоснованно указал суд, у Щаева А.В. и заинтересованного лица Обласовой А.А. имеется спор относительно местоположения границ земельного участка. Спор относительно границ земельных участков может являться предметом самостоятельного иска смежных землепользователей. Административный истец не лишен права на обращение в суд с соответствующим заявлением в порядке искового производства.
Принимая во внимание, что действия административного ответчика закону не противоречат, прав истца не нарушают, оснований для признания их незаконными у суда не имелось.
Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 29 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щаева А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.