Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора "данные изъяты" ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка N67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 23.10.2015 года и решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19.01.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 23.10.2015 года "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, назначенному с учетом положений ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19.01.2016 года постановление мирового судьи от 23.10.2015 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе генеральный директор "данные изъяты" ФИО1, полагая, что согласно ч.4 ст.8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N99-ФЗ от 04.05.2011 года к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выполненных работ, оказываемых услуг, в связи с чем выявленные в ходе проверки нарушения могут служить основанием для привлечения "данные изъяты" к административной ответственности только по ст.7.22 КоАП РФ, указывает, что судом не дано надлежащей оценки доказательствам, имеющимся в материалах административного дела и просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии с чч.1,2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно п.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 года, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п.11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; (подпункт "з"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Из п.п.7, 9, 13, 18, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ N290 от 03.04.2013 года следует, что на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания крыш, фасадов многоквартирных домов, оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу, системы водоснабжения и водоотведения, электрооборудования: осуществлять ремонт водоотводящих устройств и оборудования, техническое обслуживание и ремонт осветительных установок; выявлять нарушения отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушения сплошности и герметичности наружных водостоков, нарушения эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах; проверять целостность оконных и дверных заполнений, плотность притворов, механическую прочность и работоспособность фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу; контролировать исправность элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации, и незамедлительное принятие мер к восстановлению указанных элементов общего имущества.
В соответствии с п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 года, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что многоквартирный жилой дом N по "адрес" на основании договора N управления многоквартирным домом от 24.04.2013 года находится на обслуживании "данные изъяты", имеющего лицензию N от 22.04.2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, 02.09.2015 года с целью проверки сведений, изложенных в обращениях, полученных 11.08.2015 года за входящим N и 07.08.2015 года за входящим N, от жильца дома N по "адрес", об аварийном состоянии указанного дома, государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения N от 11.08.2015 года заместителя руководителя - руководителя южного управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении "данные изъяты", осуществляющего деятельность по управлению данным многоквартирным домом, и выявлены нарушения обязательных требований законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами, предусмотренных п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ N1110 от 28.10.2014 года; Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ N416 от 15.05.2013 года; Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ N170 от 27.09.2003 года; п.п.10,11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 года; постановлением Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N354 от 06.05.2011 года; п.п.7, 9, 13, 18, 20 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ N290 от 03.04.2013 года; п.2.1 договора управления многоквартирным домом, выразившиеся в неисправности остекления и оконных рам в местах общего пользования (ванные комнаты, туалеты, помещения для сушки белья, коридоры, лестничные клетки с 1-го по 5-й этажи); выкрашивании раствора из кирпичной кладки наружных стен дома (в нескольких местах по периметру дома); разрушении железобетонных плит балконов; неисправности водоотводящих конструкций наружного водостока в нескольких местах (4 штуки); наличии глубокой коррозии, нарушении герметичности трубопроводов системы канализации в 2-х санузлах; неисправности освещения в общих коридорах с 1-го по 5-й этаж; разрушении штукатурного слоя цоколя (дворовой части дома), и по результатам проверки 02.09.2015 года составлен акт N.
По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области 04.09.2015 года в отношении "данные изъяты" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что "данные изъяты" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N от 04.09.2015 года (л.д.4-5); договор N управления многоквартирным домом от 24.04.2013 года, заключенный между "данные изъяты" и собственниками помещений, расположенных в доме N по "адрес", согласно п.2.1 которого управляющая организация обязана, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д.8-19); лицензия N от 22.04.2015 года, выданная "данные изъяты" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.20); дополнительное соглашение от 01.02.2014 года к договору N управления многоквартирным домом от 24.04.2013 года (л.д.23); уведомление-вызов о составлении протокола об административном правонарушении N от 03.09.2015 года, полученное "данные изъяты" 03.09.2015 года за входящим N (л.д.27); акт N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, которым установлены нарушения "данные изъяты" лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (л.д.28); уведомление о проведении внеплановой выездной проверки N от 01.09.2015 года, полученное "данные изъяты" 01.09.2015 года за входящим N (л.д.30); распоряжение N от 11.08.2015 года заместителя руководителя - руководителя южного управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой выездной проверки "данные изъяты" (л.д.31); письмо и.о. руководителя управления по организации работы с письменными и устными обращениями граждан Департамента мониторинга общественного мнения Администрации губернатора Самарской области N от 06.08.2015 года о направлении руководителю государственной жилищной инспекции Самарской области обращения жильца дома N по "адрес", полученное 11.08.2015 года за входящим N, для рассмотрения по существу (л.д.32-34); обращение ФИО2 от 05.08.2015 года об аварийном состоянии дома N по "адрес", полученное государственной жилищной инспекции Самарской области 07.08.2015 года за входящим N (л.д.35), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности "данные изъяты" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Факт вышеприведенных нарушений, которые частично были устранены, что подтверждается актами выполненных работ от 01.10.2015 года и 21.10.2015 с приложенной фототаблицей (л.д.56-80), составленными с участием жильцов дома N по "адрес", ФИО3 - представителем "данные изъяты" в ходе рассмотрения мировым судьей и судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области административного дела не оспаривался.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения "данные изъяты" своих обязанностей, поскольку управляющая компания была обязана в случае заключения договоров управления МКД осуществить контроль за выполнением всех возложенных законом на юридическое лицо обязанностей, в том числе за выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, что предусмотрено действующим законодательством РФ в сфере управления МКД.
Поскольку "данные изъяты" не исполнило взятые на себя обязанности по договору N управления многоквартирным домом от 24.04.2013 года и не приняло надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ненадлежащее исполнение "данные изъяты" возложенных обязанностей правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о виновности "данные изъяты" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих "данные изъяты" выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Протокол составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ лицом, находившимся при исполнении служебных обязанностей, никаких дополнений или замечаний от врио генерального директора "данные изъяты" ФИО4 при составлении протокола не зафиксировано. Как следует из материалов административного дела, ФИО4 были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также право давать объяснения, которым она воспользовалась.
Таким образом, "данные изъяты" не было лишено предоставленных законом гарантий права на защиту и имело возможность воспользоваться своими процессуальными правами.
Иные доводы генерального директора "данные изъяты" ФИО1, в том числе об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и являются способом защиты правонарушителя.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности "данные изъяты" сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 23.10.2015 года судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 19.01.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения "данные изъяты" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности "данные изъяты" в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей и судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу "данные изъяты" не усматривается, наказание определено с применением положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, при наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, но не менее половины его минимального размера. Оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 23.10.2015 года и решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19.01.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" оставить без изменения, а надзорную жалобу генерального директора "данные изъяты" ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда
Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.