Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя директора ООО " "данные изъяты"" Советского района г. Самары Фомичева С.В. на постановление мирового судьи судебного участка N53 Советского судебного района г. Самары Самарской области от 10.03.2016 года и решение Советского районного суда г. Самары от 24.03.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N53 Советского судебного района г. Самары Самарской области от 10.03.2016 года должностное лицо - директор ООО " "данные изъяты"" Фомичев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа, с применением положений ч.ч.2.2, 2.3, ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, в размере 25 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Решением Советского районного суда г. Самары от 24.03.2016 года постановление мирового судьи от 10.03.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Николаева К.А., указывает, что ООО " "данные изъяты"" является членом саморегулируемых организаций НП "Национальный Жилищный Конгресс", Некоммерческое Партнерство "Национальная ассоциация организаций "данные изъяты" которые, в нарушение п.18 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 не были уведомлены о проведении проверки, полагает, что согласно ч.4 ст.8 Закона "О лицензировании" к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выполненных работ, оказываемых услуг; считает, что в соответствии с приведенным в п.8 ст.3 ФЗ-99 понятием места осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, многоквартирный дом, находящийся в управлении УК, не относится к местам осуществления лицензируемого вида деятельности, в связи с чем выявленные в ходе проверки нарушения могут служить основанием к привлечению Фомичева С.В. к административной ответственности по ст.7.23.3 КоАП РФ, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 года, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 2 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в зданиях с подвалами, - проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию и устранение выявленных неисправностей.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что 16.11.2015 года, в рамках проверки поступившего обращения руководителя организации осуществляющей свою деятельность в "адрес" от 15.10.2015 года о затоплении подвального помещения указанного дома, главным специалистом государственной жилищной инспекции "адрес" на основании распоряжения заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции "адрес" от 20.10.2015 года N ССов-2170862 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО " "данные изъяты"", директором которого являлся Фомичев С.В., лицензионных требований к предоставлению коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, по результатам которой установлено, что ООО " "данные изъяты"" допущены нарушения п.2 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и п. 4.1.15 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 выразившиеся в затоплении подвального помещения "адрес".
По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области 17.11.2015 года в отношении директора ООО "ЖКС" Фомичева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что директором ООО " "данные изъяты" Фомичевым С.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N ССов- 2170862 от 17.11.2015 года (л.д. 3); уведомление - вызов о составлении протокола об административном правонарушении NССов- 2170862 от 16.11.2015 года(л.д.7); акт проверки NССов-2170862 от 16.11.2015 года (л.д.8); уведомление-вызов о проведении внеплановой проверки NССов-2170862 от 13.11.2015 года (л.д.13); распоряжение NССов-2170862 от 20.10.2015 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО " "данные изъяты"" (л.д. 14); договор управления многоквартирным домом от 01.10.2013 года заключенный между ООО " "данные изъяты"" и собственниками многоквартирного "адрес" (л.д.16); должностная инструкция N1 директора ООО " "данные изъяты"" Фомичева С.В. от 01.10.2013 года (л.д.17); лицензия N на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами от 27.04.2015 года выданная ООО " "данные изъяты"" (л.д.22); обращение руководителя организации осуществляющей свою деятельность в "адрес" по факту затопления подвального помещения вх. N от 15.10.2015 года (л.д. 22), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО " "данные изъяты"" Фомичева С.В. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Вопреки доводам надзорной жалобы представителя Николаевой К.А., содержащееся в п.8 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 N ФЗ-99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" понятие места осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, которым является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), предназначенный для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используемый при его осуществлении, соответствующий лицензионным требованиям, принадлежащий соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, не свидетельствует о том, что совершенное должностным лицом Фомичевым С.В. действие подлежит квалификации по ст.7.23.3 КоАП РФ.
Исходя из смысла указанной правовой нормы и специфики деятельности по управлению многоквартирными домами место осуществления лицензируемого вида деятельности может не совпадать с местом нахождения лицензиата. При этом допущенное нарушение затопление подвального помещения "адрес" в "адрес" свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом - руководителем ООО " "данные изъяты"" Фомичевым С.В., не осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия и не приняты надлежащие меры по устранению затопления подвального помещения в указанном многоквартирном доме и недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, бездействие должностного лица Фомичева С.В. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Доводы надзорной жалобы о не уведомлении о проведении внеплановой проверки саморегулируемых организаций НП "Национальный Жилищный Конгресс", Некоммерческое Партнерство "Национальная ассоциация организаций ЖКХ", к членам которых относится ООО " "данные изъяты"", не являются основанием, влекущим отмену или изменение судебных решений. Невыполнение содержащегося в ч.18 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требования об уведомлении саморегулируемой организации о проведении внеплановой проверки не отнесено к грубым нарушениям, установленным ч.2 ст.20 указанного закона, влекущим недействительность результатов проверки.
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, определен верно.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела мировой судья установилвсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, дал надлежащую правовую оценку действиям директора ООО " "данные изъяты"" Фомичева С.В. и пришел к обоснованному выводу о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Законность и обоснованность постановления, вынесенного 10.03.2016 года мировым судьей, были в полном объеме проверены районным судьей с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, и в решении судьи от 24.03.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи и правомерности привлечения директора ООО " "данные изъяты" Фомичева С.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Иные доводы аналогичные указанным в надзорной жалобе представителя, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных решениях, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность решений, состоявшихся по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального административного права судебными инстанциями не допущено, наказание назначено с соблюдением положений ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения и личности директора ООО " "данные изъяты"" Фомичева С.В., и наличии исключительных обстоятельств, позволяющих снизить назначенное наказание в виде административного штрафа, до менее минимального, размера, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены состоявшихся судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 2, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 53 Советского судебного района г. Самары Самарской области от 10.03.2016 года и решение Советского районного суда г. Самары от 24.03.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО " "данные изъяты"" Советского района г. Самары Фомичева С.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя директора ООО " "данные изъяты" Советского района г. Самары Фомичева С.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.