Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 36 Октябрьского судебного района г. Самары от 17.12.2015 года и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18.02.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 36 Октябрьского судебного района г. Самары от 17.12.2015 года должностное лицо - генеральный директор ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 18.02.2016 года постановление мирового судьи от 17.12.2015 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Н.О.В. указала: что судебными инстанциями не дана оценка тому факту, что инженер по эксплуатации ОАО " "данные изъяты"" ФИО2 и ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения - заместитель генерального директора по эксплуатации ОАО " "данные изъяты"" ФИО3 имеют документы, подтверждающие их квалификационную подготовку и аттестацию по безопасности дорожного движения; квалификационные требования о необходимости квалификационной подготовки работников, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, утратили силу 13.11.2015 года в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 14.08.2015 года N 247; действующее законодательство не возлагает на субъект транспортной безопасности обязанности по обеспечению профессиональной подготовки работников, замещающих указанные должности; ФИО3 является должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, прошедшим аттестацию на право занимать соответствующую должность, что не принято во внимание мировым судьей; выводы суда о нарушении п.п.1,4 ст.20, ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" необоснованны, учитывая, что между ОАО " "данные изъяты"" и ООО "Сервис", ГБУЗ СО "Шигонская центральная районная больница" заключены договоры на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей от 31.12.2014 года, а стоянка транспортных средств ОАО " "данные изъяты"" осуществляется на земельных участках, расположенных в с. Хворостянка и с. Шигоны, принадлежащих на праве собственности ОАО " "данные изъяты""; выводы мирового судьи о назначении наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей и невозможности назначения административного наказания в виде предупреждения не мотивированы, - и просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 216-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п.п. "з,и" п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных ст.20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 19-ФЗ "О безопасности дорожного движения РФ" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 233-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), юридические лица обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения, также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств обязаны: организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 года N 325-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", проведение обязательных медицинских осмотров. Кроме того, лицензионным требованием является обязанность лицензиата организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В соответствии с п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 19-ФЗ "О безопасности дорожного движения РФ", юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать наличие помещений, позволяющих осуществлять стоянку транспортных средств или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Судебными инстанциями правильно установлено, что в период с 06.04.2015 года до 09.10.2015 года должностное лицо - генеральный директор ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В., осуществляя лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по адресу: "адрес", допустила нарушения лицензионных требований, выразившиеся в том, что в период с 06.04.2015 года по 09.10.2015 года к исполнению обязанностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, допущены должностные лица, не имеющие необходимой квалификационной подготовки по безопасности дорожного движения и аттестации по безопасности дорожного движения: начальник Управления организации перевозок пассажиров ФИО4, инженер по эксплуатации ФИО2, диспетчеры ЦДС ФИО5 и ФИО6; не организовано проведение медицинских осмотров водителей ФИО7 (предрейсовый медицинский осмотр 17,20,25 и 28 сентября 2015 года), ФИО8 (предрейсовый медицинский осмотр 30.09.2015 года и 01.10.2015 года), которые выезжали утром по расписанию из "адрес", а медицинский осмотр проходили позже, в "адрес", послерейсового медицинского осмотра водителя ФИО9 29.09.2015 года в связи с отсутствием договора на проведение послерейсового медицинского осмотра водителей в "адрес"; в нерабочее время на стоянке ОАО " "данные изъяты"" отсутствовали автобусы: в период с 21 по 22 сентября 2015 года, с 30.09.2015 года по 01.10.2015 года, с 04 по 05 октября 2015 года автобус марки "данные изъяты" г/н N находился на территории Хворостянского района, в период с 16 по 17 сентября 2015 года, с 19 по 20 сентября 2015 года, с 24 по 25 сентября 2015 года, с 27 по 28 сентября 2015 года, с 29 по 30 сентября 2015 года, с 30.09.2015 года по 01.10.2015 года автобус марки "данные изъяты" г/н N находился на территории Шигонского района, с. Усолье, - при этом договоры на стоянку и охрану автобусов в нерабочее время не заключались, чем нарушила п.п. "з,и" п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280, ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 19-ФЗ "О безопасности дородного движения РФ" и иные нормативно-правовые акты, отраженные в акте проверки от 15.09.2015 года, и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что должностным лицом - генеральным директором ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 09.10.2015 года (л.д.9-10); приказ начальника Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области от 08.09.2015 года о проведении внеплановой выездной проверки ОАО " "данные изъяты"", находящегося по адресу: "адрес" (л.д.11-14); акт проверки N 517 от 09.10.2015 года с приложением, в котором зафиксировано, что должностным лицом - генеральным директором ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. допущены нарушения лицензионных требований по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д.16-32); должностные инструкции инженера по эксплуатации подвижного состава, начальника управления организации перевозок пассажиров, диспетчера центральной диспетчерской службы (л.д.33-34, 35-38, 39-44); путевые листы N 18153, N 18376, N 18728, N 18953, оформленные водителю ФИО7, в которых не имеется отметок медицинского работника о проведении предрейсового медосмотра ФИО7 в с.Усолье (л.д.46-49); путевой лист N 19091, оформленный водителю ФИО8, в котором не имеется отметки медицинского работника о проведении 01.10.2015г. предрейсового медосмотра ФИО8 (л.д.50); путевой лист N 19077, оформленный водителю ФИО9, в котором не имеется отметки медицинского работника о проведении 29.09.2015г. послерейсового медосмотра ФИО9 в п.Суходол (л.д.51); фотографии к акту проверки N 517 от 09.10.2015 года (л.д.52-54); протокол заседания Совета директоров ОАО " "данные изъяты"" от 06.04.2015 года об избрании генеральным директором ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. (л.д.55-56); лицензия от 25.03.2003 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданная ОАО " "данные изъяты"" (л.д.57), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - генерального директора ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Учитывая вышеизложенное, судебными инстанциями сделан правильный вывод, что Н.О.В., являясь должностным лицом - генеральным директором ОАО " "данные изъяты"", и осуществляя лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по адресу: "адрес", допустила нарушения установленных лицензионных требований.
Доводы, изложенные Н.О.В. в надзорной жалобе, что судебными инстанциями не дана оценка тому факту, что инженер по эксплуатации ОАО " "данные изъяты"" ФИО2 и ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения - заместитель генерального директора по эксплуатации ОАО " "данные изъяты"" ФИО3 имеют документы, подтверждающие их квалификационную подготовку и аттестацию по безопасности дорожного движения, квалификационные требования о необходимости квалификационной подготовки работников, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, утратили силу 13.11.2015 года в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 14.08.2015 года N 247, действующее законодательство не возлагает на субъект транспортной безопасности обязанности по обеспечению профессиональной подготовки работников, замещающих указанные должности, ФИО3 является должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, прошедшим аттестацию на право занимать соответствующую должность, что не принято во внимание мировым судьей, безосновательны.
Как установлено судом, в соответствии с должностными инструкциями за инженером по эксплуатации подвижного состава ФИО2, начальником управления организации перевозок пассажиров ФИО4, диспетчерами центральной диспетчерской службы ФИО5 и ФИО6 закреплены обязанности по организации пассажирских автомобильных перевозок и обеспечению безопасности дорожного движения, в связи с чем данные лица обязаны, в силу п.9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.08.1993 года N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" и приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 года N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов", проходить специальную подготовку и аттестацию.
Наличие документов, подтверждающих квалификационную подготовку и аттестацию по безопасности дорожного движения инженера по эксплуатации подвижного состава ОАО " "данные изъяты"" ФИО2 и ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения - заместителя генерального директора по эксплуатации ОАО " "данные изъяты"" ФИО3, а также возложение на должностное лицо ФИО3 обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, не свидетельствует об отсутствии обязанности проходить специальную подготовку и аттестацию другими лицами ФИО4, ФИО5, ФИО6, за которыми закреплены обязанности по организации пассажирских автомобильных перевозок и обеспечению безопасности дорожного движения в силу вышеприведенных правовых норм.
Кроме того, в подтверждение обоснованности требований должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области о прохождении вышеуказанными лицами специальной подготовки и аттестации, свидетельствует и сам факт прохождения аттестации ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в комиссии при Управлении государственного автодорожного надзора по Самарской области с выдачей удостоверений о прохождении аттестации от 16.12.2015 года (л.д.124-126).
Удостоверения о прохождении курса обучения или дипломы о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля, а также удостоверения о прохождении периодической аттестации на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения, на имя ФИО4, ФИО5 и ФИО6, а также удостоверения о прохождении периодической аттестации на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения, на имя ФИО2, представителем ОАО " "данные изъяты"" на момент проведения проверки в период с 15.09.2015 года по 09.10.2015 года, не представлены.
Наличие договоров на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей от 31.12.2014 года, заключенных между ОАО " "данные изъяты"" и ООО "Сервис", ГБУЗ СО "Шигонская центральная районная больница", а также осуществление стоянки транспортных средств ОАО " "данные изъяты"" на земельных участках, расположенных в "адрес" и "адрес", принадлежащих на праве собственности ОАО " "данные изъяты"", не исключает вины Н.О.В. в совершении инкриминируемого правонарушения, учитывая, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей и стоянка транспортных средств ОАО " "данные изъяты"" на земельных участках, принадлежащих на праве собственности указанному обществу, осуществляются с нарушением Федерального закона от 10.12.1995 года N 19-ФЗ "О безопасности дорожного движения РФ", что достоверно установлено судебными инстанциями.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Выводы о виновности должностного лица - генерального директора ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. сделаны на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств, в их совокупности.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы должностного лица - генерального директора ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. на постановление мирового судьи от 17.12.2015 года судьей Октябрьского районного суда г. Самары дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 18.02.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Н.О.В. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности должностного лица - генерального директора ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 36 Октябрьского судебного района г. Самары от 17.12.2015 года и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18.02.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ОАО " "данные изъяты"" Н.О.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Н.О.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.