Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джарулаева А.К.,
судей Хаваева А.Г. и Ибрагимовой А.М.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") на решение Кировского районного суда г.Махачкалы РД от 15 февраля 2016 года, которым постановлено :
"Исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять следующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры при эксплуатации железнодорожного вокзала на станции Хасавюрт:
установить телефоны- автоматы для пассажиров с пониженным слухом;
установить телефоны-автоматы для инвалидов колясочников;
установить передвижные подъемники и переносные рампы для посадки и высадки инвалидов в вагон;
оборудовать специальную кабину в общественном туалете для
инвалидов.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход бюджета РФ государственную пошлину в размере N рублей".
Заслушав доклад судьи Хаваева А.Г., мнение помощника Махачкалинского транспортного прокурора Гафурова М.М. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и представителя ОАО "РЖД" по доверенности Юсуповой А.Х., судебная коллегия
установила:
Махачкалинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия ОАО "РЖД" по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры и обязать ОАО "РЖД":
установить телефоны- автоматы для пассажиров с пониженным слухом;
установить телефоны-автоматы для инвалидов колясочников;
установить передвижные подъемники и переносные рампы для посадки и высадки инвалидов в вагон;
оборудовать специальную кабину в общественном туалете для инвалидов.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 15 февраля 2016 года, резолютивная часть которого приведена выше, исковые требования прокурора удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением ОАО "РЖД" подало в Верховный Суд РД апелляционную жалобу об отмене решения Кировского районного суда как незаконное и необоснованное.
Представитель ОАО "РЖД" по доверенности Юсупова А.Х. поддержала апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и просит решение Кировского районного суда от 15 февраля 2016 года отменить.
Помощник Махачкалинского транспортного прокурора Гафуров М.М. просит решение Кировского районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "РЖД" без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как вытекает из материалов дела Махачкалинской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Махачкалинского отделения Северо-Кавказского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведена надзорная проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры при эксплуатации здания железнодорожного вокзала на станции Хасавюрт, находящегося на балансе Махачкалинской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения - филиала ОАО "РЖД".
В результате проверки установлено, что здание железнодорожного вокзала на ст. Хасавюрт, не соответствует установленным требованиям. Так, в здании вокзала отсутствуют телефоны автоматы для пассажиров с пониженным слухом, а также телефоны-автоматы для инвалидов-колясочников. Также, на вокзале отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки и высадки инвалидов с коляской в вагон, в общественном туалете отсутствует специальная кабина для инвалидов.
Как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие в здании железнодорожного вокзала на станции Хасавюрт специальных приспособлений и устройств для инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" (далее - ФЗ N181-ФЗ) установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным и иными видами транспорта.
Статьей 3 ФЗ N181-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Судом установлено, что ОАО "Российские железные дороги" не соблюдается указанная норма по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N12 введены в действие "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03" (далее - СП2.5.1198-03) п. 3.1.17 и п. 3.2.7 которых установлено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство специальных кабин в общественных туалетах размером 225 х 155 см., передвижных подъемников и подъёмников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Как установлено судом, ОАО "Российские железные дороги" не соблюдается указанная норма по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры.
Согласно п.п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03 на вокзале должно быть предусмотрено некоторое количество телефонов-автоматов для людей с ослабленным слухом; для инвалидов - колясочников телефоны - автоматы
следует располагать на более низком уровне. Судом установлено, что ОАО "Российские железные дороги" не соблюдается указанная норма по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для реконструкции пассажирского павильона на ст.Хасавюрт и устранения других недостатков сопряжено с значительными финансовыми затратами и связано с выделением соответствующих средств из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и муниципального бюджета, не являются основанием для отмены законного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой
инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеются.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.