Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вострово Лес" на решение судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по жалобе на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Стрелковского А.Н. от ДД.ММ.ГГ "номер", которым
общество с ограниченной ответственностью "Вострово Лес", юридический адрес: "адрес", ИНН "номер", ОГРН "номер",
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Паутовым В.С., при проведении ДД.ММ.ГГ обследования лесных участков, арендатором которых на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от ДД.ММ.ГГ N П-8/2 является общество с ограниченной ответственностью "Вострово Лес" (далее - ООО " Вострово Лес", Общество), выявлены нарушения действующего законодательства, а именно:
- в квартале "номер" выделах "номер", "номер" деляне "номер" Солоновского участкового лесничества Волчихинского лесничества (вид рубки группово-выборочный (ГВР), период проведения лесохозяйственного мероприятия 2015 год) на углу поворота лесосеки установлен лесохозяйственный столб неустановленного образца, на другом столбе отсутствует надпись, что является нарушением п. 24 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337. Кроме того, в границах лесосеки уложены кучи порубочных остатков, полученные от заготовки древесины, шириной более 3-х метров (4,6 м*4 м; 4 м*4,4 м; 5 м*4 м; 4 м*5 м; 5 м*4 м), что является нарушением пп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417;
- в квартале "номер" выделе "номер" деляне "номер" Солоновского участкового лесничества Волчихинского лесничества (вид рубки добровольно-выборочный (ДВР), период проведения лесохозяйственного мероприятия 2014 год) работы по весенней доочистке на лесосеке не проведены; не обеспечено полное сгорание порубочных остатков; ширина минерализованной полосы, которой отделены порубочные остатки, менее 1.4 м, чем нарушены пп. "а" п. 17, п. 18, п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417;
- в квартале "номер" выделе "номер" деляне "номер" Солоновского участкового лесничества Волчихинского лесничества (вид рубки группово-выборочный (ГВР), период проведения лесохозяйственного мероприятия 2015 год) размещен бытовой мусор в виде полиэтиленовых бутылок, резинового шланга, малярной кисти с засохшей краской, старой одежды, полотна кожзаменителя, металлических бутылок из-под дихлофоса, картона, картонных коробок, пильной шины, что является нарушением пп. "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414; не обеспечена первоочередная вырубка погибших деревьев (оставлены сухостойные деревья), чем нарушен п. 41 Правил санитарной безопасности в лесах; при сжигании порубочных остатков не обеспечено сохранение подроста (термическое повреждение); в границах лесосеки уложены кучи порубочных остатков, полученных от заготовки древесины, шириной более 3-х метров (5 м*5 м и 4 м*5 м), что является нарушением п. 18, пп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417; при производстве работ по заготовке древесины не обеспечена очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, чем нарушены требования п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, пп. "б" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417.
Кроме того, Обществом нарушены п.п. 3.4.14, 3.4.15 вышеуказанного договора аренды, согласно которым арендатор обязан осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями данного договора; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила заготовки пищевых лесных ресурсов, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.
Действия ООО "Вострово Лес" квалифицированы по ч.ч. 1, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено вышеуказанное постановление, которое ООО "Вострово Лес" обжаловало в Волчихинский районный суд.
Решением судьи Волчихинского районного суда от 19 февраля 2016 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ООО "Вострово Лес" просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на то, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда в нарушение ст. 25.5 КоАП РФ не был надлежащим образом извещен защитник Общества, участвовавший ранее в производстве по делу; должностным лицом административного органа необоснованно отклонено ходатайство Общества о рассмотрении дела по месту совершения правонарушения - должностным лицом структурного подразделения Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края - отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству, расположенного по адресу: "адрес", чему также не дано оценки судьей районного суда при рассмотрении жалобы; проверка проведена без соответствующего распоряжения либо планового (рейдового) задания, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, в отсутствие установленного уполномоченным органом порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах; должностным лицом, выявившим в результате рейдового мероприятия нарушение лесного законодательства, не было принято мер по пресечению нарушения в порядке, установленном КоАП РФ, предусматривающим немедленное составление протокола об административном правонарушении либо при невозможности составления такого протокола на месте, - принятие мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, в том числе в виде осмотра территории. Документы, полученные с нарушением требований КоАП РФ и Федерального закона N 294-ФЗ, являются недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, более того, односторонне составленные 13 июля 2015 года акты обследования "номер", "номер", "номер" не гарантируют объективность и достоверность содержащихся в них сведений; в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать измерительный прибор, которым осуществлялось измерение куч порубочных остатков, а также информация о поверке данного средства измерения. Кроме того, при рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда не было принято во внимание то обстоятельство, что санкция ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусматривает возможность назначения предупреждения в качестве меры наказания, назначение более строго наказания в виде административного штрафа является неправомерным, учитывая, что утверждение должностного лица административного органа о создании Обществом угрозы окружающей среде является бездоказательным.
В судебное заседание представитель и защитник Общества Суханова Л.В. не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем жалоба может быть рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав защитника ООО "Вострово Лес" Безугляка В.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований к отмене решения судьи.
В соответствии со ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 1); использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (часть 4).
Согласно ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от ДД.ММ.ГГ "номер" ООО "Вострово Лес" является арендатором лесного участка, расположенного в границах Волчихинского района Волчихинского лесничества (бывший Волчихинский лесхоз), общей площадью "данные изъяты" га, в том числе Солоновского участкового лесничества (кварталы N "номер") площадью "данные изъяты" га.
Согласно условиям названного договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором (п. 3.4.3); осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями данного договора (п. 3.4.14); соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила заготовки пищевых лесных ресурсов, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством (п. 3.4.15).
Пунктом 24 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, предусмотрено, что углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах.
Согласно п. 61 названных Правил очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Одним из способов очистки мест рубок является сбор порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (пп. "б", "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414).
В соответствии с п. 41 Правил санитарной безопасности в лесах при выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.
В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п. 16);
Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков (абз. 2 п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах).
В силу п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Факт совершения ООО "Вострово Лес" вмененных правонарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер"; актами обследования лесных участков от ДД.ММ.ГГ "номер", "номер", "номер" с приложенными к ним фототаблицами; договором аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от ДД.ММ.ГГ "номер", другими материалами дела.
Всем имеющимся в деле доказательствам судьей районного суда дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не соглашаться с которой оснований не имеется.
При рассмотрении дела должностным лицом, а затем судьей правильно установлены фактические обстоятельства дела, действия ООО "Вострово Лес" квалифицированы верно, размер назначенного должностным лицом административного наказания в виде административного штрафа (50000 рублей) определен с учетом положений ст.ст. 4.1-4.4 КоАП РФ, в пределах санкции статьи ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, предусматривающей более строгое административное наказание, чем ч.ч. 1, 4 ст. 8.25 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, оснований для его изменения, вопреки доводам жалобы, не усматривается.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не может быть признано существенным нарушением, поскольку такой срок не является пресекательным. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Ссылка в жалобе на то, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ, в отсутствие распоряжения либо планового (рейдового) задания, подлежит отклонению. Правонарушения по настоящему делу выявлены не в ходе проверки в соответствии с данным законом, а в результате текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Отсутствие утвержденного уполномоченным органом порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на момент выявления правонарушений при наличии вышеуказанного правового регулирования не препятствовало, вопреки доводу жалобы, проведению такого мероприятия и привлечению общества к административной ответственности за совершение выявленных правонарушений.
Указание в жалобе на то, что осмотр лесного участка произведен в отсутствие представителя Общества, не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Более того, в силу п. 3.13 договора аренды лесного участка арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого лесного участка с целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями ст.ст. 29.5, 23.24.1 КоАП РФ по месту совершения правонарушения уполномоченным должностным лицом, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Алтайского края.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, какая рулетка применялась специалистами в ходе осмотра лесных участков, прошла ли она сертификацию и метрологическую поверку, также не могут служить основанием к отмене решения судьи, поскольку рулетка, как верно указано судьей районного суда, не является специальным техническим средством по смыслу ст. 26.8 КоАП РФ. Данные, полученные с помощью рулетки, зафиксированы в акте осмотра и подтверждены фотографиями, в связи с чем оснований сомневаться в их достоверности не имеется. Более того ширина куч оставленных на лесосеке остатков с очевидностью превышала три метра.
Указание в жалобе на наличие процессуального нарушения, выразившегося в неизвещении защитника Общества о времени и месте рассмотрения судьей жалобы по делу об административном правонарушении подлежит отклонению как несостоятельное ввиду следующего.
Частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела рассмотрение жалобы ООО "Вострово Лес" на постановление должностного лица административного органа было назначено судьей районного суда на 10.00 часов 26 января 2016 года (л.д. 1 т. 2) и отложено в указанную дату на 14 часов 30 минут 19 февраля 2016 года (л.д. 9 т. 2) в связи с удовлетворением поступившего от ООО "Вострово Лес" ходатайства, мотивированного невозможностью обеспечить явку своего представителя (защитника) на рассмотрение дела 26 января 2016 года с учетом того, что на 10 часов 30 минут 26 января 2016 года в Алтайском краевом суде также назначено рассмотрение дела об административном правонарушении по жалобе Общества на решение судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2015 года.
Об отложении рассмотрения дела по жалобе ООО "Вострово Лес" на постановление должностного лица Общество было надлежащим образом заблаговременно извещено, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями (л.д. 11, 12 т. 2). 04 февраля 2016 года повестка получена ООО "Вострово Лес", 10 февраля 2016 года - управляющей организацией ООО "ЛХК "Алтайлес".
Более того, 18 февраля 2016 года в Волчихинский районный суд ООО "Вострово Лес" дополнительно были представлены письменные пояснения по делу, подписанные законным представителем юридического лица, что также свидетельствует о том, что последний был поставлен в известность о времени и месте рассмотрения дела, имел возможность самостоятельно представлять интересы Общества либо направить защитника (защитников) для участия в судебном заседании.
При таких обстоятельствах право ООО "Вострово Лес" на защиту нельзя признать нарушенным.
Следовательно, 19 февраля 2016 года судья районного суда обоснованно рассмотрел дело в отсутствие законного представителя и защитника ООО "Вострово Лес".
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение постановления должностного лица, решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вострово Лес" - без удовлетворения.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.