Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2015 года
по делу по иску Татарникова Е. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татарников Е.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указано, что на основании ордера от 29.10.1984 ***, выданного войсковой частью N 12436, он занимает ведомственное жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: "адрес". Данное жилое помещение находится в военном городке г. Алейск, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N1779-р считался закрытым. В приватизации жилых помещений истец ранее не участвовал.
Согласно сообщению архивного отдела администрации г. Алейска от 08.09.2015 ***, сведения о включении указанной квартиры, в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона, отсутствуют, из чего усматривается, что квартира не является служебной, а значит была предоставлена на условиях социального найма. Истец, желая реализовать свое право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения, обратился с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации", ФГКУ "Центррегионжилье Министерства Обороны Российской Федерации" о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера.
Из ФГКУ "Центррегионжилье Министерства Обороны Российской Федерации" поступил ответ от 30.10.2015 о перенаправлении заявления истца для рассмотрения руководителю ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации". Из указанного учреждения поступило письмо от 09.11.2015 из которого следует, что данное учреждение не уполномочено на принятие решений, связанных с разрешением вопроса по приватизации жилых помещений, поскольку не является собственником имущества и не наделено соответствующими полномочиями.
Вместе с тем, истец полагает, что его требования подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации Федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации", с 20.12.2010 ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и других учреждений, указанных в приложении N 5 к данному приказу. Согласно приложению N 5 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871, в перечень федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений министерства обороны Российской Федерации, реорганизуемых путем присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", под номером 23 вошла и Алейская квартирно-эксплуатационная часть. Таким образом, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд. На основании изложенного просил суд признать за ним, Татарниковым Е.А., право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, "адрес", жилой 41,90 кв.м., в порядке приватизации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2015 года исковые требования удовлетворенны.
За Татарниковым Е.А. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, "адрес", общей площадью 57,80 кв.м., жилой площадью 41,90 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что Татарников А.В. на дату обеспечения жилым помещением Министерства обороны СССР являлся рабочим торгово-бытового предприятия военной торговли, то есть не был военнослужащим, обеспечивался жилым помещением на период трудовой деятельности в "Военторге", следовательно, не имел права на обеспечение жилым помещением постоянного пользования, а после прекращения трудовой деятельности Татарников А.В. вместе с членами семьи подлежал выселению без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, Татарников А.В. не относился к категории лиц неподлежащих выселению после прекращения трудовых отношений (абз. 2 п. 6 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденном Приказом Министерства обороны СССР от 10.11.1975 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте").
Данный факт не был исследован судом, и ему не дана правовая оценка в решении суда.
Истцом не представлено в суд никаких документов, подтверждающих факт получения квартиры его отцом в постоянное пользование по договору социального найма, следовательно, истец не имеет права на получение от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма и на признание права собственности в порядке приватизации.
Кроме того, квартира предоставлялась Татарникову А.В. по ордеру, в котором указано, что помещение является служебным, данный ордер в судебном порядке недействительным не признавался.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Татарникова Е.А. - Алифанов Д.В. против доводов жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений несовершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании служебного ордера от 29.10.1984 ***, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа Т.А.В. на семью из пяти человек, предоставлена квартира по адресу: "адрес" (л.д. 7).
В соответствии с данными, содержащимся в трудовой книжке, Татарникова А.В. статус военнослужащего он не имел, на момент получения спорного жилого помещения работал "данные изъяты", 13.02.1996 уволен по ст. 31 КЗоТ РФ (по инициативе работника) (л.д. 14-17).
Согласно свидетельству о смерти ***, выданному "данные изъяты" Т.А.В. умер 21.08.2013 в г. Алейске Алтайского края, актовая запись *** (л.д. 18).
Согласно свидетельству о смерти ***, выданному "данные изъяты", Т.А.А. умерла 22.08.2015 в г. Алейске Алтайского края, актовая запись *** (л.д. 19).
Истец Татарников Е.А. сын Т.А.В. и Т.А.А..
Согласно информации РЭУ N01 "Барнаульский" ОАО "Славянка", Т.С.А.., "данные изъяты" г.р., 20.07.1987 была зарегистрирована по адресу: "адрес", снята с регистрационного учета 30.08.1988 (л.д. 20); П.Е.А., "данные изъяты" г.р., 12.07.1996 была зарегистрирована по адресу: "адрес", снята с регистрационного учета 26.10.2001; истец Татарников Е.А. проживал с родителями по адресу: "адрес", с 12.03.1985 по 04.06.1996 (л.д. 23), с 06.06.1996 по 22.10.1999 - по адресу: "адрес" (л.д. 22), с 17.12.1999 по 22.05.2000 по адресу: "адрес" (л.д. 71), с 23.05.2000 по настоящее время - вновь по адресу: "адрес"36 (л.д. 6).
По данным выписки из лицевого счета от 21.10.2015 квартиросъемщиком является истец Татарников Е.А., лицевой счет открыт на него, дом принадлежит Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 5).
По данным поквартирной карточки от 25.09.2015 в качестве ответственного квартиросъемщика по адресу: "адрес" - указан Татарников Е.А., зарегистрирован в качестве нанимателя с ДД.ММ.ГГ.
По информации Администрации города Алейска Алтайского края от 09.12.2015 ***, Архивного отдела Администрации г. Алейска Алтайского края от 09.12.2015 ***, сведения о включении квартиры ***, находящейся по адресу: "адрес", в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона, за периоды с 1973 по 1976 годы, 1977-1991 годы, 1991-2005 года, уполномоченными органами местного самоуправления - отсутствуют (л.д. 47-48).
Согласно справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска Алтайского края *** от 22.10.2015 жилое помещение (квартира) по адресу: "адрес", в реестре объектов муниципальной собственности города Алейска Алтайского края не значится (л.д. 9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Из ФГКУ "Центррегионжилье Министерства обороны Российской Федерации"" на заявление истца поступил ответ от 30.10.2015 N344/5/17206нс, согласно которому заявление истца было перенаправлено для рассмотрения руководителю ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (л.д. 11). Из ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в адрес истца поступило письмо, датированное 09.11.2015 N141/5/7/8842 согласно которому, данное учреждение не уполномочено на принятие решений, связанных с разрешением вопроса по приватизации жилых помещений, поскольку не является собственником имущества и не наделено соответствующими полномочиями (л.д. 12).
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что 29.10.1984 Т.А.В. и членам его семьи, в том числе истцу Татарникову Е.А., для проживания предоставлено жилое помещение, которое не являлось служебным, в связи с отсутствием решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании его таковым.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок предоставления служебных жилых помещений регулировался законодательством Союза ССР и Жилищным кодексом РСФСР.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно ст.ст. 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекс РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него.
Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Действовавшим на момент предоставления Т.А.В. спорной квартиры Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, было установлено, что рабочие и служащие торгово-бытовых предприятий военной торговли (военторгов), размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечиваются жилой площадью за счет жилого фонда военторгов и гарнизонов, а предприятий, размещенных в городах и поселках городского типа, - исполкома местных Советов депутатов и за счет жилого фонда военторгов (п. 8).
В соответствии с п. 9 вышеуказанного Положения, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины подлежат выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления жилой площади.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ордер на вселение в спорную квартиру от 29.10.1984 имеет красную полосу с надписью "Служебный", что очевидно свидетельствует о предоставлении именно служебного жилого помещения.
Служебный ордер о предоставлении Т.А.В. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Ссылка суда первой инстанции на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом, решения о присвоении спорной квартире статуса служебного, в связи с чем истец имеет право на приватизацию спорной квартиры необоснованна, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Т.А.В. и члены его семьи состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также о принятии решения о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.
Как установлено материалами дела, спорная квартира в составе жилого "адрес" в "адрес" является собственностью Российской Федерации и находился в ведении ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления (л.д. 77-80).
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп. "м" п. 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось, следовательно, за ней сохраняется статус служебного жилого помещения, в связи с чем не может быть приватизирована.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанций нарушения норм материального права являются существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, судебное решение подлежит отмене.
Поскольку по делу установлены наличие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения, отсутствие согласия Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность данной квартиры в порядке ст.ст. 2, 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" апелляционная жалоба ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" является обоснованной и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отменяет решение на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и выносит новое об отказе в удовлетворении исковых требований Татарникова Е.А.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении требований Татарникова Е. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации в полном объеме.
Председательствующий
Судьи:
Судья Качусова О.В. N 33-3672/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2015 года
по делу по иску Татарникова Е. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении требований Татарникова Е. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации в полном объеме.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.