Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.
судей Храмцовой В.А., Еремина В.А.
при секретаре Рогожиной И.В.
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2016г. по делу по иску
прокурора г.Новоалтайска Алтайского края в интересах Кинзеля В. Я. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставления технических средств реабилитации.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска Алтайского края в интересах Кинзеля В.Я. обратился в суд с иском, указав в его обоснование на то, что Кинзель В.Я. является ***. ***. Кинзель В.Я. обратился в филиал *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему технического средства реабилитации - ортопедической обуви (2 пары), которые ему необходимы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. До настоящего времени Кинзель В.Я. данными средствами реабилитации необеспечен. Не предоставление технических средств реабилитации не позволяет Кинзелю В.Я. пройти необходимую комплексную реабилитацию, что отрицательно складывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, а также нарушает право на социальную защиту.
Прокурор г.Новоалтайска просил признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению Кинзелю В.Я. технических средств реабилитации - ортопедической обуви 2 пары, обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кинзелю В.Я. технические средства реабилитации - ортопедическую обувь 2 пары.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2016г. исковые требования прокурора г. Новоалтайска Алтайского края удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению Кинзелю В. Я. технических средств реабилитации - ортопедической обуви (2 пары) за 2015 год.
Обязано Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кинзелю В. Я. технические средства реабилитации - ортопедическую обувь 2 пары за период ДД.ММ.ГГ года.
Взыскана с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственная пошлина в размере *** рублей в доход муниципального образования городского округа г. Новоалтайска Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить решение, принять новое, которым истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что единственной причиной нарушения срока выдачи Кинзелю В.Я. направлений стало то, что поставщики необходимых ему технических средств реабилитации не были отобраны в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Судом не дана оценка тому обстоятельству, что по состоянию на дату обращения Кинзеля В.Я. (29.04.2015г.) с заявлением об обеспечении обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке в филиале N5 отделения Фонда было зарегистрировано *** заявок об обеспечении обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки и *** заявка об обеспечении обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке, граждан, обратившихся с аналогичным заявлением ранее и которым данное техническое средство реабилитации не было предоставлено.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Межеваловой Е.В., заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Часть 1 ст.39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в частности, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в пункте 9 которого значится такое техническое средство, как ортопедическая обувь.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2-5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
Судом установлено, что Кинзель В.Я., ДД.ММ.ГГ года рождения, является ***, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ - 2007 *** от ***л.д.10).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГ *** Кинзель В.Я. нуждается в технических средствах реабилитации: обуви ортопедической 2 пары (зима, лето) в год. Срок проведения реабилитационных мероприятий - бессрочно (л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГ Кинзель В.Я. обратился в филиал *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации: ортопедической обувью 2 пары (л.д.21).
Решением филиала *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ *** от ДД.ММ.ГГ Кинзель В.Я. поставлен на учет для обеспечения обувью ортопедической сложной 2 пары, выдать заявителю направление на получение/изготовление обуви ортопедической сложной 2 пары, уведомить заявителя о принятом решении (л.д.22).
Своим уведомлением филиал *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ довел до Кинзеля В.Я. сведения о том, что направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации (протезно-ортопедического изделия) и (или) услуги будет выдано по мере отбора поставщика в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Одновременно ему разъяснено его право на самостоятельное приобретение рекомендованных технических средств реабилитации с компенсацией понесенных расходов (л.д.23).
Ответчиком не отрицается, что ДД.ММ.ГГ им заключен государственный контракт *** на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедической обувью. Следовательно, в ***. ответчиком был отобран поставщик в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Доказательств тому, что больше в ***. государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедической обувью не заключался, ответчиком не представлено.
В связи с тем, что ответчиком не представлено доказательств тому, что на момент подачи ( ДД.ММ.ГГ.) Кинзелем В.Я. заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации - обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке, обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки уже были зарегистрированы ранее поданные заявки, их количество, объем выделенных денежных средств в ***., объем обеспеченности инвалидов ортопедической обувью по итогам государственного контракта от ДД.ММ.ГГ. и на ДД.ММ.ГГ., поэтому нельзя принять во внимание довод жалобы о том, что Кинзель В.Я. не был обеспечен техническими средствами реабилитации именно в силу названных выше причин (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Не приложены указанные доказательства и к апелляционной жалобе.
С учетом изложенного доводы жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела следует, что действительно ***. Кинзель В.Я. обращался в филиал *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации - ортопедической обувью 2 пары (л.д.18).
Решением филиала *** ГУ-АРО ФСС *** от ДД.ММ.ГГ Кинзель В.Я. был поставлен на учет по обеспечению двумя парами ортопедической обуви. Из уведомления филиала *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ следует, что направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации Кинзелю В.Я. выдано не было в связи с ограниченным объемом средств федерального бюджета, за счет которых предоставляются технические средства реабилитации. Сообщено, что после поступления дополнительных ассигнований и заключения Государственного контракта на поставку (изготовление) соответствующих технических средств (изделий) или оказание услуг, направление будет выслано в его адрес незамедлительно (л.д.19).
Согласно актам приема - передачи работ от ДД.ММ.ГГ. Кинзель В.Я. был обеспечен обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке - 2 шт. (1 пара), обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки - 2 шт. (1 пара) (л.д.20, 40).
Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013г. N215н утверждены Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены.
Так, срок пользования ортопедической обувью составляет не менее 6 месяцев.
Судом принято решение 26.01.2016г. Апелляционная жалоба ответчика на данное решение рассмотрена судебной коллегий ДД.ММ.ГГ. Доказательств тому, что Кинзель В.Я. обеспечен ортопедической обувью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида по истечении годичного срока, на который ссылается в своей жалобе ответчик, т.е после ДД.ММ.ГГг., последним представлено не было. В связи с чем довод жалобы в этой части является несостоятельным.
Доводы жалобы со ссылкой на определение Верховного Суда РФ от 27.07.2015г. N2-КГ-15-5 не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление Кинзелю В.Я. ортопедической обуви обусловлено необходимостью её ношения по состоянию здоровью.
Другие доводы апелляционной жалобы в данном случае не имеют правового значения.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 января 2016г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.