Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 января 2016 года
по иску администрации г. Бийска Алтайского края к Дорофееву М. А., Дорофеевой О. Г. о возложении обязанности снести жилой дом, обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, прекращении права собственности.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорофееву М.А. и Дорофеевой О.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок и расположенный на нем жилой дом по "адрес" в "адрес".
По состоянию на ДД.ММ.ГГ на территории г. Бийска сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением паводковыми водами жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Жилой дом по "адрес" в "адрес" в период паводка также находился в зоне затопления.
На основании акта обследования жилого дома межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГ с учетом заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, выданного ООО " ***", межведомственной комиссией г. Бийска было постановлено заключение *** от ДД.ММ.ГГ о признании жилого дома по адресу: "адрес", аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением администрации г. Бийска *** от ДД.ММ.ГГ Дорофеев М.А., Дорофеева О.Г. и Д., были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка в мае-июне 2014 года, а распоряжением администрации Алтайского края от 28 августа 2014 года N 307-р - в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов.
Впоследствии Дорофееву М.А. был выдан государственный жилищный сертификат серии *** из расчета на семью из 3 человек на общую площадь *** кв.м. Указанный сертификат был реализован путем приобретения семьей Дорофеевых жилое помещение по "адрес" в "адрес".
ДД.ММ.ГГ Дорофееву М.А. направлено уведомление начальника МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" о необходимости сноса жилого дома по "адрес" в "адрес".
Ссылаясь на то, что снос указанного жилого дома до настоящего времени не произведен, администрация г. Бийска Алтайского края обратилась в суд с иском к Дорофееву М.А. и Дорофеевой О.Г. о возложении обязанности снести жилой дом, обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, прекращении права собственности.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 28 января 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация г. Бийска Алтайского края просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при принятии решения судом не учтено, что цель предоставления государственного жилищного сертификата - приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, то есть выдача государственного жилищного сертификата носит компенсационный характер; эксплуатация аварийного дома, принадлежащего ответчикам, в соответствии с его функциональным назначением невозможна и требование о сносе и прекращении права собственности на него направлено на прекращение действия негативных факторов чрезвычайной ситуации и на обеспечение общественной безопасности, при этом сам по себе отказ в иске не отменяет решение о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу как создающим угрозу жизни и здоровью граждан, тем более, что право собственности не является абсолютным и может быть ограничено в случае необходимости защиты публичных интересов, в частности охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности; ссылка суда на ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации безосновательна, поскольку изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в данном случае земельный участок у собственников не изымается, и они вправе им распоряжаться в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Исходя из положений главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 года N 2-4-87-24-7 в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюдена процедура изъятия жилого дома и земельного участка, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по сносу принадлежащего ему признанному непригодным для проживания дома, а также иных вытекающих из основного требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом (п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Распоряжением администрации Алтайского края от 28 августа 2014 года N 307-р рекомендовано главам администрацией муниципальных образований пострадавших от паводка, обеспечить снятие граждан, получивших государственные жилищные сертификаты, с регистрационного учета по месту нахождения жилых помещений, вывести из состава жилищного фонда жилые помещения, указанные в сводном реестре признанных непригодными для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденные распоряжением Администрации края от 12 августа 2014 N 291-р.
Распоряжением администрации г. Бийска Алтайского края от 10 декабря 2014 года N 2127-р об организации работы по сносу жилых домов, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" поручено в течение 5 дней с момента получения сведений о реализации государственных жилищных сертификатов предъявить письменные требования о сносе собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, с указанием срока сноса, осуществить контроль за сносом жилых домов.
Обращаясь с настоящим иском администрация г. Бийска, ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения на территории г. Бийска по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
В данном случае основанием для принятия решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания являлась чрезвычайная ситуация - наводнение на территории г.Бийска Алтайского края, вследствие которой жилой дом ответчика попал в зону затопления, целью чего являлось предоставление гражданам компенсаций и социальных гарантий, в том числе получение ГЖС.
Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение на средства ГЖС взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, представляющего, по мнению истца, угрозу жизни и здоровью граждан, может быть осуществлен в соответствии с установленным законом порядком.
Так, согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (ч. 10).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом как органом местного самоуправления не соблюдена предусмотренная данной нормой права процедура изъятия жилого дома.
Доводы жалобы о неправильном применении норм права судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Сведений о том, что администрацией г. Бийска была соблюдена необходимая процедура выкупа жилого дома, в том числе, решен вопрос о выплате компенсации, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 января 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.