Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 февраля 2016 года
по иску Пахомова Е. П., Пахомовой М. В., Пахомова А. Е., Пахомова А. Е., Пахомовой М. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Пахомовой В. А., к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, комитету Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Министерству финансов Российской Федерации о выдаче нового бланка государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пахомов Е.П. являлся собственником ? доли жилого дома и ? доли земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
Указанный жилой дом находился в зоне затопления и пострадал в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком *** года.
ДД.ММ.ГГ Пахомову Е.П. выдан именной государственный жилищный сертификат *** сроком действия до ДД.ММ.ГГ на приобретение жилого помещения площадью *** кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ (с учетом уточнений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ) Пахомова М.А., Пахомова В.А. признаны членами семьи Пахомова Е.П.; за Пахомовой М.А., Пахомовой В.А. признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации; на комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, администрацию г. Барнаула возложена обязанность включить Пахомову М.А., Пахомову В.А. в составе семьи Пахомова Н.П. в список граждан, проживающих на территории города Барнаула, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Пахомова М.А. и Пахомова В.А. включены в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Письмом от ДД.ММ.ГГ Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края сообщило Пахомовой М.В., что принято распоряжение Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р об утверждении изменений в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне *** года на территории Алтайского края, в который включены Пахомова М.А., Пахомова В.А. на получение сертификата общей площадью *** кв.м. Фельдъегерской связью указанное распоряжение направлено в МЧС России для согласования.
ДД.ММ.ГГ Пахомов Е.П., Пахомова М.В., Пахомов А.Е., Пахомов А.Е. в общую долевую собственность (по ? доле каждый) приобрели жилой дом и земельный участок, расположенные по "адрес" "адрес".
ДД.ММ.ГГ Пахомовы сдали государственный жилищный сертификат в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для осуществления оплаты приобретенного жилья.
Письмами от ДД.ММ.ГГ Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края сообщило Пахомовым, что по информации специалистов МЧС России по состоянию на ДД.ММ.ГГ документы направлены в Минфин России и в настоящее время не согласованы. Учитывая, что срок ранее выданного сертификата истекает, ответчиком предложено истцам изменить способ и порядок исполнения решения суда путем заключения мирового соглашения.
ДД.ММ.ГГ Министерство финансов РФ сообщило в администрацию Алтайского края, что не вправе произвести оплату сертификата, выданного из расчета на *** кв.м, поскольку поступили изменения в список граждан, утвержденные Администрацией Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и согласованные МЧС России от ДД.ММ.ГГ, где состав семьи Пахомова Е.П. увеличен, предоставляемая площадь жилого помещения указана *** кв.м. В настоящее время срок действия сертификата истек.
Ссылаясь на нарушение своих прав на получение государственной финансовой помощи в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, Пахомовы обратились в суд с иском, в котором просили обязать ответчиков выдать им новый бланк государственного жилищного сертификата новым сроком действия на состав семьи из шести человек ( *** кв.м).
В обоснование заявленных требований указали на то, что в результате длительного согласования списков граждан, лишившихся жилья, срок действия жилищного сертификата почти истек. Чтобы не лишиться возможности им воспользоваться, ДД.ММ.ГГ они заключили договор купли-продажи дома и земельного участка по "адрес", ДД.ММ.ГГ право собственности зарегистрировано в ЕГРП. ДД.ММ.ГГ государственный жилищный сертификат с необходимыми документами принят Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для дальнейшего погашения и перечисления денежных средств продавцу, однако в погашении сертификата было отказано, поскольку в Министерство финансов РФ поступили изменения в списки граждан, утвержденные Администрацией Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, где состав семьи Пахомова Е.П. увеличен по решению суда. В настоящее время они проживают в аварийном жилье, в приобретенном жилье делают ремонт, продавцы требуют от них выплаты денежных средств и в любое время имеют право обратиться в суд за расторжением договора.
Представитель ответчика комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что комитет надлежащим ответчиком не является, поскольку только заполняет поступивший бланк сертификата и выдает его гражданину, решение о выдаче и о замене принимается Министерством финансов РФ. Срок действия выданного истцам сертификата истек ДД.ММ.ГГ, в связи с чем заменить его невозможно. Истцам надлежало обратиться в Министерство финансов РФ для замены сертификата, однако они предъявили его к оплате.
В ходе судебного разбирательства ответчики возражали против предъявленных к ним требований, полагая себя ненадлежащими ответчиками по делу.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 февраля 2016 года исковые требования частично удовлетворены. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность произвести замену именного государственного жилищного сертификата серии *** на новый бланк для выдачи истцам на состав семьи из шести человек со сроком действия один год с момента выдачи. В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации, ссылаясь на то, что выдача сертификатов осуществляется финансовым органом субъекта, Министерством финансов Российской Федерации производится только выдача бланков высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Судом не учтено, что на основании Постановления Администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 N 158 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике уполномочен осуществлять необходимое взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по вопросам, связанным с выдачей и погашением жилищных сертификатов. Таким образом, из судебного решения не следует, каким органом должна производится выдача жилищного сертификата истцам, согласно резолютивной части решения на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению замены именного государственного жилищного сертификата серии *** на новый бланк, однако процедура по замене и выдаче данных бланков не прописана, при этом в силу действующего законодательства Министерство финансов Российской Федерации взаимодействует по указанным вопросам лишь с уполномоченными в данной сфере государственными органами, напрямую заявителям выдача бланков не осуществляется, так как эта обязанность закреплена за другим государственным органом.
В судебном заседании апелляционной инстанции истцы Пахомова М.В. и Пахомов Е.П. полагали принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами РФ, пострадавшими в результате стихийных бедствий было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями", в соответствии с которым на основании решения Правительства Российской Федерации производится выпуск государственных жилищных сертификатов для указанной категории граждан.
Во исполнение указанного Постановления 10 июля 1995 года Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации, которые утверждаются решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации и являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов, граждане должны представить в органы исполнительной власти субъекта документы, в том числе заявление о выдаче государственного жилищного сертификата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982 был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок), п. 6 которого установлено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно п. 7 Порядка внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с п. 6 Порядка.
При этом замену выданных бланков сертификатов в случае внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты, осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (п. 13 Порядка).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности произвести замену выданного истцам именного государственного сертификата на состав семьи из четырех человек (срок действия которого истек) на новый бланк сертификата на состав семьи из шести человек, независимо от того, что государственный сертификат на состав семьи из четырех человек был сдан истцами для реализации, поскольку до настоящего времени фактически он не оплачен и находится в органе, в который подлежит возврату в случае выдачи нового бланка сертификата.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности принятого по делу решения со ссылкой на то, что выдача сертификатов осуществляется финансовым органом субъекта, а Министерством финансов Российской Федерации производится только выдача бланков высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта ввиду следующего.
На основании п. 12 Порядка замена выданных сертификатов осуществляется в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.
В силу п. 9 Порядка Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (п. 9); который в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке (п. 10 Порядка).
Таким образом, исходя из смысла приведенных норм следует, что непосредственное заполнение и выдачу сертификатов (как первоначальных, так и выданных взамен первоначальным) действительно осуществляет финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из резолютивной части обжалуемого судебного решения, на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность произвести замену именного государственного жилищного сертификата серии *** на новый бланк, что полностью соответствует положениям п. 13 Порядка, который полномочия по замене выданных бланков сертификатов прямо закрепляет именно за Министерством финансов Российской Федерации.
То обстоятельство, что из судебного решения прямо не следует, каким конкретно органом должна производится выдача жилищного сертификата истцам, прав Министерства финансов Российской Федерации не нарушает и удовлетворение апелляционной жалобы не влечет, тем более, что процедура выдачи жилищного сертификата прямо регламентирована приведенными положениями Порядка, а настоящий спор возник именно по поводу замены ранее выданного сертификата на новый, а не в связи с как таковым правом истцов на его получение.
Судебная коллегия полагает, что судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 февраля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.