Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ... РБ ФИО4 на решение судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым
постановление председателя ... РБ ФИО4 N ... от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО " ... " ФИО1, прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения,
установила:
председателем ... Башкортостан (далее- Минэкологии РБ) ФИО4 дата генеральный директор ООО " ... " ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Судьей Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан по жалобе генерального директора ООО " ... " ФИО1 принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением судьи межрайонного суда, председатель ... РБ ФИО4 подал жалобу в Верховный суд Республики Башкортостан, в которой просит судебный акт отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что судом дана неверная оценка юридически значимым обстоятельствам по делу.
В судебном заседании представитель Минэкологии РБ ФИО5 жалобу и изложенные в ней доводы поддержала полностью.
Генеральный директор ООО " ... " ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившееся лицо, прихожу к следующему.
Как усматривается из представленных материалов, выездной плановой проверкой, проведенной государственным инспектором, ведущим специалистом -экспертом ... Минэкологии РБ ФИО6 на основании распоряжения N ... от дата заместителя председателя ... РБ, установлено, что административное здание, находящееся в собственности ООО " ... ", нежилое, 2-этажное, общей площадью 338,30 кв.м., расположенное по адресу : РБ, адрес отапливается индивидуальным газовым котлом "Elektrolux". В процессе сжигания газа в атмосферный воздух выбрасываются вредные загрязняющие вещества: азота диосксид, углерода оксид, азота оксид, бенз/а/пирен. ООО " ... " не имеет проекта предельно-допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По результатам данной проверки генеральный директор ООО " ... " ФИО1 постановлением председателя ... РБ от дата привлечен к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО " ... " ФИО1, судом первой инстанции сделан вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, поскольку не доказан факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, не были в установленном порядке отобраны пробы от стационарного источника (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для проведения лабораторного анализа и технических измерений по превышению выбросов над допустимыми нормами. С данным выводом суда первой инстанции оснований согласиться не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от дата N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешение должны получать лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.
В пункте 2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды РФ от дата N ... , конкретизируется, что в порядке, предусмотренным данным регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Приказом Минприроды РФ от дата N 579 утвержден "Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию" (далее - Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ). Данный Порядок определяет правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и используется, в том числе, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункты 2, 3 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ).
Указанный Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применяется, в том числе, при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлении порядка, организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, установлении порядка и ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлении порядка и проведения инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (пункт 4 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ).
Приложением N ... к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от дата N 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Перечень вредных (загрязняющих) веществ).
Таким образом, вредные (загрязняющие вещества) в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном Перечне вредных (загрязняющих) веществ. При этом, как следует из Перечня вредных (загрязняющих) веществ, включение веществ в данный перечень, т.е. признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.
В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, твердые частицы размером менее 10 мкм, а также размером менее 2,5 мкм, летучие органические соединения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Из данного определения не следует, что отнесение вещества к вредному (загрязняющему) поставлено в зависимость от количества такого вещества. Вещества, перечисленные в вышеуказанном Перечне вредных (загрязняющих) веществ, относятся к вредным (загрязняющим) независимо от того, какова их концентрация в осуществляемых выбросах в атмосферный воздух. Концентрация имеет значение лишь для того, чтобы не допустить ее превышение, поскольку в случае, если она будет превышена, то вредные (загрязняющие) вещества окажут негативное воздействие на здоровье человека и на окружающую среду.
В рассматриваемом случае в процессе сжигания газа, при отапливании газовым котлом административного здания, производились выбросы азота диоксид, углерода оксид, т.е. веществ, которые Перечнем вредных (загрязняющих) веществ признаны вредными, причем независимо от их концентрации, в связи с этим вывод судьи межрайонного суда об отсутствии в действиях генерального директора ООО " ... " ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ является несостоятельным.
Выводы судьи о том, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить, его количество и (или) концентрацию превышения установленных нормативов, также являются несостоятельными.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является формальным, то есть правонарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.
Отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух само по себе свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, поскольку объективную сторону этого правонарушения образует отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной или иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными иными источниками воздействия на окружающую среду и осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
Материалами дела подтверждается наличие у ООО " ... " стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ООО ... ". Так, в материалах дела имеются копии документов, свидетельствующих о том, что ООО " ... " в 2013г. осуществлялась плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным объектом.
Суд указанным обстоятельствам должной оценки не дал, ограничившись в вынесенном решении утверждением об отсутствии сведений о выбрасываемых в воздух вредных веществах, об их количестве и (или) концентрации.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении следует возвратить в межрайонный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, тщательно исследовать доказательства по делу, и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Белокатайского межрайонного суда РБ от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО " ... " ФИО2 отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан ФИО8
Справка: судья ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.