Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
с участием ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
защитников ФИО2., ФИО3., действующих на основании доверенностей N ... от 19 апреля 2016 года, N ... от 07 апреля 2016 года,
ФИО4. - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, вынесшей постановление о назначении наказания,
рассмотрев жалобу ФИО5. и защитника ФИО6. на решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2015 года, которым:
постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО7. N ... от 07 сентября 2015 года о привлечении директора Автономной некоммерческой организации " ... " ФИО8 к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ФИО9. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО10. N ... от 07 сентября 2015 года директор Автономной некоммерческой организации " ... " ФИО11. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон о специальной оценке условий труда) и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения, связанное с тем, что в организации не проведена специальная оценка условий труда руководителя и других специалистов (л.д.9-12).
Судьей Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 25 декабря 2015 года по жалобе ФИО12. принято вышеуказанное решение об оставлении жалобы без удовлетворения (л.д.64-69).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО13. и защитник ФИО14. предлагают постановление N ... от 07 сентября 2015 года о назначении наказания и решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 25 декабря 2015 года отменить за незаконностью и необоснованностью, указывая на отсутствие состава правонарушения, поскольку специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно и осуществлена не позднее 31 декабря 2018 года, на нарушение процедуры проведения проверки, начатой ранее согласования проверки с прокуратурой, нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО15., защитников ФИО16., ФИО17., поддержавших доводы жалобы, свидетеля ФИО18., проверив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения от 29 июля 2015 года N ... должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан была проведена внеплановая проверка в отношении Автономной некоммерческой организации " ... ".
По результатам проверки 20 августа 2015 года составлен акт N ... , в котором указано на то, что не проведена специальная оценка условий труда руководителя и других специалистов организации в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
По данному факту 28 августа 2015 года в отношении руководителя Автономной некоммерческой организации " ... " ФИО19. должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО20. должностным лицом Государственной инспекции труда в в Республике Башкортостан к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО21. судья районного суда согласился с выводом о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, признав постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан законным и обоснованным.
С таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона о специальной оценке условий труда).
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.
В силу части 6 этой статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно также содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, решение по делу должно быть мотивированным.
Эти требования закона должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан не соблюдены. В постановлении должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о назначении наказания сведения об отнесении должностей руководителя и других специалистов (без указания, каких именно) Автономной некоммерческой организации " ... ", непроведение специальной оценки условий труда которых вменяется ФИО22., к должностям, указанным в части 6 статьи 10 Федерального закона о специальной оценке условий труда, отсутствуют; данных о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 названного Федерального закона, не представлено.
В постановлении должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о назначении наказания также отсутствует указание на дату правонарушения, не приведены доказательства в подтверждение выводов о наличии в действиях привлекаемого лица состава вмененного правонарушения.
Судьей районного суда допущенные должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан процессуальные нарушения требований КоАП РФ оставлены без внимания.
При таких обстоятельствах, а также с учетом переходных положений, установленных частью 6 статьи 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда, прихожу к выводу о том, что специальная оценка условий труда руководителя и других специалистов организации может быть осуществлена не позднее 31 декабря 2018 года, и в действиях ФИО23. отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Кроме того, согласно материалам дела специальная оценка условий труда руководителя и других специалистов " ... " начата с 31 августа 2015 года, отчет о ее проведении утвержден 10 сентября 2015 года (л.д.31, 28).
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, что влечет отмену постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан и судебного решения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу ФИО24. и защитника ФИО25. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО26. N ... от 07 сентября 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2015 года отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Идиятова Н.Р.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.