Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Алексеенко О.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Туктамышевой А.А. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить иск Мифтахова Б.Р.
Признать право собственности Мифтахова Б.Р. на земельный участок кадастровым номером N ... размером ... кв.м. в адрес.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мифтахов Б.Р. обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав тем, что согласно договора дарения от дата ему был передан в собственность жилой дом с мансардой в адрес. Данным домом и земельным участком пользуется с момента приобретения права собственности. Дом и земельный участок использовались по назначению. На участке построена теплица, мастерская и баня, имеются свидетельства о праве собственности. В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ... от дата арендатор передал новому арендатору свои права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка, т.е. передал их Мифтахову Б.Р., имеется так же кадастровый паспорт земельного участка от дата N ... Срок аренды установлен до дата Истец обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес и ему был дан ответ, что указанный участок расположен в границах красных линий и не предоставляется в частную собственность, отнесен к землям, ограниченным в обороте согласно решения адрес РБ N ... от дата, с данным решением не согласен. Просил признать право собственности на земельный участок.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого по мотиву незаконности и необоснованности просит представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, указывая, что земли общего пользования не могут быть переданы в частную собственность; оснований для предоставления спорного земельного участка истцу в собственность бесплатно не имеется, поскольку право собственности на недвижимость у истца возникло после введения в действие Земельного Кодекса РФ; договор аренды в установленном порядке не расторгнут.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени, месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ... , а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда вышеуказанным требованиям не отвечает.
Удовлетворяя исковые требования истца Мифтахова Б.Р., суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не расположен в границах красных линий и на зарезервированной территории, истец как собственник жилого дома имеет право на бесплатное получение в собственность данного земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не расположен в границах красных линий и на зарезервированной территории, является верным, поскольку ответчиком каких-либо достоверных и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии ограничений (нахождение земельного участка в границах красных линий и на зарезервированной территории) для передачи земельного участка в собственность граждан, не представлено.
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО адрес РБ не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечень которых приведен в части 1 данной статьи.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от дата N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) установлено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 приведенного Постановления Правительства РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от дата "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от дата "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что истец имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в силу следующего.
То обстоятельство, что спорный земельный участок не изъят из оборота и не имеет иных ограничений по предоставлению его в собственность, само по себе не может свидетельствовать о том, что он подлежит предоставлению истцу без предусмотренных законом на то оснований.
Конституция Российской Федерации, ее статья 36, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), предписывая тем самым федеральному законодателю устанавливать в рамках своей компетенции условия реализации этого конституционного права.
В пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. В соответствии с п. 2 указанной статьи, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от дата гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ либо после дня введения введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Аналогичные положения закреплены в статье 16 Земельного кодекса РФ.
В силу статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, специальными федеральными законами.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу требований Земельного Кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 7 ст. 1); земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7); управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, осуществляют субъекты РФ (п. 2 ст. 10); предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 29); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34).
Удовлетворяя иск, суд нарушил указанные нормы земельного законодательства.
Поскольку право собственности истца на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации ( дата год), судебная коллегия исходит из того, что вопрос о предоставлении указанного земельного участка в собственность истца должен решаться на возмездной основе, что само по себе исключает возможность признания за истцом права собственности на земельный участок в порядке бесплатной приватизации.
Наличие на данном земельном участке принадлежащих истцу жилого дома и построек свидетельствует о праве истца на указанные объекты недвижимого имущества, а не о его праве на земельный участок бесплатно в порядке приватизации, следовательно, указанное обстоятельство само по себе не является законным основанием для признания за истцом права собственности на земельный участок бесплатно в порядке приватизации.
Учитывая, что прежний правообладатель жилого дома пользовался земельным участком на основании договора аренды, то есть земельный участок предоставлялся на праве аренды в возмездное срочное пользование, право собственности истца на жилой дом возникло лишь в дата году, то есть после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции оснований для представления данного земельного участка в собственность истца бесплатно не имелось.
Следовательно, судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы материального права, выводы не соответствуют, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела, вследствие чего оспариваемое решение суда законным быть признано не может и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Мифтахова Б.Р. к Администрации Калининского района ГО г.Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мифтахова Б.Р. к Администрации Калининского района ГО г.Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N ... размером ... кв.м., расположенный по адресу: в адрес, отказать.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Алексеенко О.В.
Пономарева Л.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.