Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Куловой Г.Р.,
Троценко Ю.Ю.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Калимуллиной Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах Хамзиной Э.Ф. к Администрации городского округа г.Уфа об обязании предоставить специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет -удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан предоставить Хамзиной Э.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения, не менее 14 кв.м.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах Хамзмной Э.Ф., обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа, где просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте г.Уфы Республики Башкортостан.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы проведена проверка по обращению Хамзиной Э.Ф. об оказании помощи по предоставлению жилья, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что постановлением главы Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от ... N ... Хамзина Э.Ф. и ее сестра Х.Д.Ф., ... года рождения, определены в детский дом без закрепления за ними права на жилую площадь, в связи с тем, что собран материал для подачи искового заявления в суд о лишении родительских прав родителей несовершеннолетних Х.Г.М. и Х.Ф.Х.
Согласно справки Хамзина Э.Ф. воспитывалась в ГБОУ детский дом N ... г.Уфы и находилась на полном государственном обеспечении с ... по ...
Хамзина Э.Ф. обучается на ... курсе по очной форме в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N ... г.Уфы.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан от ... N ... , Хамзина Э.Ф. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Хамзина Э.Ф. своего жилья не имеет, зарегистрирована в ГБОУ детский дом N ... по адресу: ... , с ...
Установлено, что Хамзина Э.Ф. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достигла возраста 18 лет, собственником объектов недвижимости согласно справки ГУП БТИ Республики Башкортостан, Управления Росреестра по Республики Башкортостан не является, состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Вместе с тем, Хамзина Э.Ф. не являющаяся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени Администрацией ГО г.Уфа Республики Башкортостан не предоставлено жилое помещение, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Хамзиной Э.Ф., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Определением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... Правительство Республики Башкортостан привлечено по делу в качестве третьего лица.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа г.Уфа РБ просит решение суда отменить, указав, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данному спору. Судом при рассмотрении дела были нарушены нормы процессуального права, в связи с внесением изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан просит решение суда отменить, указав, что у Хамзиной Э.Ф. отсутствует основание, с наступлением которого Федеральный закон N159-ФЗ связывает возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав возражения прокурора Замалетдиновой Л.И. и Хамзиной Э.Ф., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N260-3 (в редакции Закона Республики Башкортостан от 04 декабря 2012 года N609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Хамзина Э.Ф. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа г.Уфа.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении Хамзина Э.Ф. родилась ... , где его родителями указаны: отец - Х.Ф.Х.., мать - Х.Г.М., о чем составлена запись акта о рождении N ... в органе ЗАГС Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан ...
Согласно решению Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... Х.Ф.Х. и Х.Г.М. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Хамзиной Э.Ф. и Х.Д.Ф.
Из справки от ... N ... следует, что Хамзина Э.Ф. воспитывалась в ГБОУ детский дом N ... для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ... по ...
Согласно справки N ... от ... , Хамзина Э.Ф. обучается на очной форме на ... курсе в ГАОУ НПО Профессиональный лицей N ... с ... по ...
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфы Республики Башкортостан N ... от ... Хамзина Э.Ф. поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Хамзина Э.Ф. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ... N ... , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что истец в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, возложил обязанность на Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан предоставить истцу в черте г.Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N ... от ... "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г.Уфа" установлено, что социальная норма предоставления жилья площадью не ниже 14 кв.м.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Довод апелляционной жалобы Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о том, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данному спору, несостоятелен.
Положениями пункта 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации городского округа г.Уфа.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не свидетельствуют об отсутствии у Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан обязанности обеспечить Хамзину Э.Ф. жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан о том, что у Хамзиной Э.Ф. отсутствует основание, с наступлением которого Федеральный закон N159-ФЗ связывает возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, также основан на неверном толковании норм права, поскольку сама по себе иная оценка норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Г.Р. Кулова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.