Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 20 мая 2016 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием Мотиной Л.М.
в судебном заседании по административному делу по административному иску Мотиной Л.М. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Мотина Л.М. обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением с последующим уточнением требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 1906 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания - центра антикоррозийной обработки автомашин, расположенного по адресу: адрес, и собственником расположенных на нем трех объектов недвижимости. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городских округов городов Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 14940066,64 руб. Согласно отчету ООО Оценочная компания "Альянс" об оценке от 02.06.2015 N05-02/15 рыночная стоимость спорного земельного участка на эту дату составляет 3080096 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, что нарушает права заявителя, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы, выкупной цены земельного участка. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.06.2014 года, в размере 3080096 руб.
В судебное заседание представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ ФКП Росреестра по РБ, заинтересованных лиц - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, КУС Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г.Стерлитамак, администрации ГО г. Стерлитамак РБ не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 20.05.2016 г. Мотина Л.М. исковое заявление с учетом его уточнения поддержала, просила удовлетворить иск. Против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражала, заключение его не оспорила, с выводами эксперта согласилась. Пояснила, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной необходимо для уменьшения выкупной цены. Просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной согласно заключению эксперта в размере 3277000 руб.
В письменном возражении Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просило отказать в удовлетворении требований иска, основанных на отчете об оценке (л.д.209-212 т.1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках имеют исключительное право на их приобретение в собственность или в аренду, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (ч.3).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.
В соответствии с п. 1.2. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 22.12.2009 N 480 (ред. от 10.03.2016) размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Правительства РБ от 29.12.2014 N 629 (ред. от 11.01.2016) "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" установлено, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя, при их продаже.
Установлено, что КУС Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г.Стерлитамаку с Мотиной Л.М. 02.04.2008 г. заключен договор аренды N ... зем земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 1906 кв.м., расположенного по адресу адрес, сроком действия до 31.12.2013г., цель использования земельного участка - строительство и обслуживание центра антикоррозийной обработки автомашин (л.д.22-29 том 1).
Дополнительным соглашением к договору от 20.12.2013 года срок действия договора аренды установлен до 31.12.2016 года (л.д.30 том 1).
Согласно п. 3.1 расчет арендной платы производится в соответствии с действующими нормативными актами, оформляется в виде Приложения N1 к договору и является его неотъемлемой частью.
Установлено также, что Мотина Л.М. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 23.03.2007 г. N 99 является собственником объектов недвижимости - одноэтажного нежилого здания СТО общей площадью 377,6 кв.м., одноэтажного нежилого здания - склада общей площадью 32,7 кв.м., одноэтажного нежилого здания - цеха жестяных работ общей площадью 66,5 кв.м., о чем ей выданы свидетельства о государственной регистрации права от 10.07.2007 г. (л.д.35, 36, 37 том 1).
Согласно представленной копии заявления, 25.04.2016 г. Мотина Л.М. обратилась в Администрацию ГО г. Стерлитамак, ответом на которое от 04.05.2016 N 2588 ей даны разъяснения о порядке выкупа и размерах выкупной цены (л.д.105-106 т.2).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N ... общей площадью1906 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания - центра антикоррозийной обработки автомашин, расположенного по адресу: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 20.03.2008 года (л.д. 13-21 т.1).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... согласно названному постановлению определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 14940066,64 руб., что также подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.02.2016 года (л.д.165 т.1).
Мотина Л.М. просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления выкупной цены исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как пользователя земельного участка, собственника расположенных на нем объектов недвижимости.
Заявителем предоставлен отчет от 02.06.2015 N05-02/15 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО Оценочная компания "Альянс", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N ... по состоянию на 01 июня 2014 г. составляет 3080096 рублей (л.д.38-136 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 25.02.2016 г. N478/2016 эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (л.д.167-184 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 28.03.2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "Деловые консультации", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 1906 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания - центра антикоррозийной обработки автомашин, расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 июня 2014 года.
Согласно заключению эксперта ООО "Деловые консультации" от 08.04.2016 г. N27.2016 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет 3277000 рублей (л.д.10-52, 54-55 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Деловые консультации" от 08.04.2016 г. N27.2016, другими лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 20.05.2016 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "Деловые консультации" от 08.04.2016 г. N27.2016 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Деловые консультации" от 08.04.2016 г. N27.2016 и отчет 02.06.2015 N05-02/15 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО Оценочная компания "Альянс", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Деловые консультации" от 08.04.2016 г. N27.2016, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на торг", "на объем передаваемых прав", "на площадь", "на время предложения" (л.д.20-24, 54-55 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Деловые консультации" от 08.04.2016 г. N27.2016.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... установлена по состоянию на 01 июня 2014 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.02.2016 года (л.д.165 т.1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельного участка.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Мотиной Л.М. рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - пользователя земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, собственника расположенных на нем объектов недвижимости могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Мотиной Л.М., вытекающие из отношений по выкупу земельного участка.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18-24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Мотиной Л.М. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 03.02.2016 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.06.2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 1906 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "для строительства и обслуживания - центра антикоррозийной обработки автомашин", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 3277000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.