Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-3874/15 по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 года по административному иску Габибов И.А. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца Пенькова С.А. (по доверенности), представителя административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Кривенковой А.Н. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Габибов И.А. оглы обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании заключения названного территориального Управления ФМС России от "дата", согласно которому Габибов И.А. оглы не является гражданином Российской Федерации.
В этом же исковом заявлении Габибов И.А. оглы просил суд возложить на Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность принять действия по восстановлению нарушенных прав истца, в том числе вернуть изъятый у него заграничный паспорт.
В обоснование заявленных требований Габибов И.А. оглы ссылался на то обстоятельство, что он в период с 14 ноября 1990 года по 18 декабря 1992 года на территории Российской Федерации исполнял обязанности срочной военной службы по призыву, с 1992 года по 1998 год переведен для прохождения военной службы по контракту, с 2004 года является сотрудником полиции. В 1998 году Габибов И.А. оглы получил паспорт гражданина Российской Федерации, осуществлял обязанности и пользовался правами, предоставленными гражданам Российской Федерации.
По мнению административного истца, заключение об отсутствии у него гражданства Российской Федерации, принятое Управлением ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, необоснованно, поскольку, он в установленном законом порядке - в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" приобрел гражданство Российской Федерации как военнослужащий, проходивший воинскую службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 года заключение Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N ... от "дата" об отсутствии у Габибова И.А. оглы гражданства Российской Федерации, признано незаконным, нарушающим права и свободы административного истца.
Этим же решением на Управление ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность внести изменения в учётную базу данных, в связи с отменой заключения, в том числе вернуть Габибову И.А. оглы изъятый у него "дата" паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за её пределами.
В апелляционной жалобе представитель Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
По результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Габибова И.А. оглы гражданства Российской Федерации, Управлением ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято заключение N ... , утверждённое "дата" начальником названного Управления, согласно которому Габибов И.А. оглы, родившийся в селе " ... ", гражданином Российской Федерации по состоянию на 06 августа 2015 года не является.
Этим же заключением паспорт гражданина Российской Федерации N ... , выданный Габибову И.А. оглы "дата" Управлением внутренних дел " ... ", паспорт N ... , выданный "дата" Управлением внутренних дел " ... ", паспорт серии N ... , выданный "дата" ТП N ... Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в " ... " районе, паспорт N ... , выданный "дата" ТП N ... Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в " ... " районе, признаны выданными в нарушение установленного порядка.
Также признаны выданными в нарушение установленного порядка заграничные паспорта гражданина Российской Федерации - N ...
Кроме того, Управлением ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области предписано направить копию заключения в отдел данного Управления в " ... " районе для приведения учётов в соответствие с принятым заключением посредством внесения в заявление Габибова И.А. по формам N 1П сведений о признании паспортов гражданина Российской Федерации выданными в нарушение установленного порядка, для направления информации в администрацию муниципального образования " ... " район Ленинградской области с целью исключения Габибова И.А. оглы из базы данных регистра избирателей, а также принять меры к изъятию заграничного паспорта N ... , выданного "дата" (л.д. " ... ").
Из мотивировочной части оспариваемого заключения следует, что основанием для начала проверки послужило обращение в отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе гражданки " ... " И., являющейся супругой Габибова И.А. оглы., с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации. В качестве документа, подтверждающего наличие гражданства Российской Федерации у Габибова И.А. оглы был представлен паспорт гражданина Российской Федерации N ...
В ходе проверки сотрудниками миграционной службы установлено, что ранее Габибов И.А. оглы был документирован следующими паспортами гражданина Российской Федерации: N ...
В заявлениях формы 1П на выдачу указанных выше паспортов имеется информация о том, что Габибов И.А. оглы является гражданином Российской Федерации, в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации". В деле "Основания выдачи паспорта" находятся справки, выданные Военным комиссариатом "адрес" о подтверждении прохождения Габибовым И.А. оглы военной службы в период с " ... "11.1990 по " ... "04.1998.
Из представленной копии послужного списка военнослужащего Габибова И.А. оглы было установлено, что он "дата" 1990 года призван на действительную военную службу в Вооруженные Силы СССР " ... ", в период с " ... " ноября 1990 года по " ... " декабря 1992 года Габибов И.А. оглы проходил срочную военную службу, с "дата" переведён на сверхсрочную службу; в период с " ... " декабря 1992 года по " ... " апреля 1998 года и с " ... " декабря1998 года по " ... " декабря 2002 года проходил службу по контракту в войсковых частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Поскольку Габибов И.А. оглы на 06 февраля 1992 года в Вооруженных проходил срочную службу в Вооруженных силах
Российской Федерации, Управлением ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сделан вывод о том, что он, в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948 "О гражданстве Российской Федерации", пунктом 2 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386, пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 5206/1-1 от 17 июня 1993 года, не может быть признан гражданином Российской Федерации.
Фактические обстоятельства нахождения Габибова И.А. оглы на территории Российской Федерации, как в момент вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948 "О гражданстве Российской Федерации", так и в период введения в действия последующих законов и нормативных актов, определяющих порядок признания или приобретения гражданами бывшего СССР гражданства Российской Федерации, установленные Управлением ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе проведённой проверки, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Удовлетворяя требования Габибова И.А. оглы, суд первой указал, что административный истец приобрел гражданство Российской Федерации в силу пункта статьи 13 и пункта "г" статьи 18 Закона "О гражданстве Российской Федерации" 28.11.1991 N 1948-1, поскольку на дату вступления в силу указанного Закона он проходил срочную военную службу в войсковой части, подпадающей под юрисдикцию Российской Федерации, по окончании срочной службы продолжил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, гражданства иного государства не приобрел.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Как следует из послужного списка Габибов И.А. оглы "дата" 1990 года призван на срочную военную службу военным комиссариатом " ... " в Вооружённые силы СССР и проходил данный вид военной службы в войсковых частях СССР, а затем в войсковых частях Российской Федерации по 18 декабря 1992 года.
18 декабря 1992 года административный истец переведён на сверхсрочную службу в войсковых частях Российской Федерации, а затем уволен в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий " ... " 2002 года (л.д. " ... ").
Справкой, выданной военным комиссариатом "адрес" подтверждается, что войсковые части, в которых Габибов И.А. оглы проходил службу " ... " находятся под юрисдикцией России (л.д. " ... ").
Статьёй 5 (пункт "а") Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", установлено, что гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона.
Гражданство лица, признанное на основании Закона от 28.11.1991 N 1948-1, не прекращается после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Таким образом, указанный Закон, признавал гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств.
Кроме того, Закон Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (пункт "г" статьи 18) предусматривал возможность приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (редакция от 17 июня 1993 года ).
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 действие части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" распространено на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления указанного Закона в силу.
Этим же Постановлением Верховного Совета Российской Федерации (пункт 4) было установлено, что военнослужащие бывшего СССР, не подпадающие под действие части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" и не указанные в пункте 3 данного Постановления, приобретают гражданство Российской Федерации на общих основаниях.
Учитывая приведённые выше нормы права, а также то обстоятельство, что Габибов И.А. оглы в период принятия и введение в действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 уже проходил сверхсрочную военную в Вооруженных силах Российской Федерации, по окончании службы на территорию Республики Азербайджан не возвращался, продолжил военную службу в различных военных частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, гражданства иного государства не приобрёл, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что административный истец является гражданином Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 13 и пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Кроме того, согласно пункту 30 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года N 677, лица, призываемые на военную службу, подлежали выписке по получении ими повестки о явке на сборный пункт, вследствие чего после поступления на срочную военную службу, Габибов И.А. оглы не мог самостоятельно избирать место жительства, подлежал снятию с учета по месту жительства на территории Республики " ... " и прописке по месту нахождения воинской части.
Закон Российской Федерации от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", а также Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до внесения в него изменений Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ, не предполагали возможности прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации иностранными гражданами.
Из оспариваемого административным истцом заключения Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не следует, что по результатам проведённой проверки установлены обстоятельства, указывающие на использование Габибовым И.А. оглы каких-либо подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при первоначальном получении паспортом гражданина Российской Федерации.
С "дата" Габибов И.А. оглы по настоящее время проходит службу в органах МВД Российской Федерации, награждён государственными наградами Российской Федерации "За спасение погибавших" и "За отличие в военной службе", а также нагрудным знаком "Отличник милиции".
В Российской Федерации всеми должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 года по делу N 2а-3874/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.