Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Чуфистова И.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2016 года дело N 2а-4706/2015 по апелляционной жалобе И.Ю.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего И.М.Р. на решение Смольнинкого районного суда Санкт-Петербурга от 22 октября 2015 года по исковому заявлению И.Ю.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего И.М.Р. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя истцов Г.Н.Г., действующей на основании доверенности от "дата" сроком на 3 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.Ю.В., действуя за себя и в интересах несовершеннолетнего сына И.М.Р., 11 декабря 1998 года рождения, обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО"), в котором просила:
- признать незаконными действия ФГКУ "ЗРУЖО" о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях,
-обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.
В обоснование требований И.Ю.В. указала, что её муж военнослужащий И.Р.Н. и члены его семьи-жена И.Ю.В. и сыновья И.М.Р. и И.Л.Р. решением жилищной комиссии от 12 ноября 2013 года были признаны нуждающимися в жилых помещениях. На основании заявления И.Р.Н. от 31 марта 2015 года члены его семьи исключены из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения жильем- жилищная субсидия и жилищная субсидия предоставлена И.Р.Н. на семью из одного человека.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 октября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе И.Ю.В., действуя за себя и в интересах несовершеннолетнего сына И.М.Р., просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Стороны и 3-е лицо И.Р.Н. на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истцов, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что И.Р.Н. проходил военную службу и 12 ноября 2013 года был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации с семьёй из четырех человек: И.Р.Н., жена И.И.В., сын И.М.Р. и сын И.Л.Р.
В августе 2014 года И.Р.Н. и И.Ю.В. выразили свое согласие на получение жилищной субсидии на условиях, при которых члены семьи военнослужащего утратят основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
На основании заявления И.Р.Н. от 16 марта 2015 года об изменении состава семьи в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения жильем-жилищная субсидия, были внесены изменения и определен состав семьи И.Р.Н. в составе одного человека.
Решением ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации от 28 мая 2015 года N03-28/902 И.Р.Н. на основании его заявления от 31 марта 2015 года на семью из одного человека выплачена жилищная субсидия.
Решением ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 года И.Р.Н. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, которым утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", в соответствии с пунктом 31 которой военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
- улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения,
-убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации,
- выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет,
-получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации указанной инструкции в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N1455 от 3 ноября 2010 года определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу через Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1), граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 2 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и совместно с ним проживающим членам их семей, к которым относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Указанный Порядок распространяется на членов семей военнослужащих только в случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы (пункт 2).
Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что социальные гарантии предоставляются непосредственно военнослужащим и распространяются на членов их семей и что реализация предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего, право которых является производным от права самого военнослужащего на определенную льготу и состав членов семьи определяется с учётом мнения военнослужащего.
Обращаясь к ответчику 16 марта 2015 года о внесении изменений в учетное дело, И.Р.Н. указал состав его семьи один человек.
Решением мирового судьи судебного участка N 45 Ленинградской области от 25 мая 2015 года по делу N 2-681/2015 удовлетворено заявление И.Р.Н. от 23 марта 2015 года о расторжении брака с И.Ю.В., в котором И.Р.Н. указал о прекращении брачно-семейных отношений в сентябре 2014 года.
До принятия мировым судьей решения о расторжении брака И.Р.Н. и И.Ю.В. был предоставлен срок для примирения, которое не состоялось.
Определение места жительства несовершеннолетнего И.М.Р. судом не устанавливалось в связи с отсутствием между родителями спора и проживанием ребенка с матерью.
Истцами не представлено доказательств признания их И.Р.Н. членами его семьи с марта 2015 года.
В материалах дела отсутствуют сведения о проживании сына И.Р.Н.- И.Л.Р., 1996 года рождения, совместно с истцами и И.Р.Н.
Из заявлений И.Р.Н. в ФКУ "ЗРУЖО" и объяснений на исковое заявление и апелляционную жалобу следует, что И.Р.Н. считал свою семью состоящей из одного человека и просил выплатить компенсацию на одного человека.
При этом, судебная коллегия учитывает, что истец И.М.Р. обеспечен жилой площадью, ему на праве собственности принадлежит " ... " доля квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", площадью " ... " кв.м., что соответствует " ... " кв.м.
Сын И.Р.Н.- И.Л.Р., 1996 года рождения, исходя из объяснений И.Р.Н., был обеспечен жилой площадью, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", где ему принадлежало на праве собственности " ... " доли квартиры.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Рассмотрение судом дела в порядке административного судопроизводства не является основанием для отмены решения суда, так как согласно части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.Ю.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего сына И.М.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.