Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре З.И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 апреля 2016 года административное дело N2-1707/2015 по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2015 года по административному исковому заявлению Т.А.Т. к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Т.А.Т., представителя административного ответчика Н.Д.Ю., действующей на основании доверенности от 10 декабря 2015 года сроком на один год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.А.Т. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил обязать Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав на льготы по транспортному налогу, которые установлены Законом Российской Федерации N4338-1 от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" и Законом РФ N2003-1 от 09 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц", подтверждаемые положением пункта 1 установочной части постановления Конституционного суда Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Т.А.Т. указал, что является инвалидом второй группы и ветераном военной службы. 19 ноября 2014 года обратился в приемную Президента Российской Федерации с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав на социальное обеспечение, которое 15 ноября 2014 года было перенаправлено на рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу. 15 декабря 2014 года по результатам рассмотрения заявления Т.А.Т. письмом N05-09-02/52187 был дан ответ, с которым заявитель не согласен, считает, что данный ответ не соответствует закону.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2015 года с учетом исправленной 14 декабря 2015 года описки признано незаконным письмо Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу N05-09-02/52187 от 15 декабря 2014 года; суд обязал Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу предоставить Т.А.Т. льготу по уплате транспортного налога за 2014 год в отношении транспортного средства автомобиля КАМАЗ " ... " 1999 года выпуска.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу просит решение отменить по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют материалам дела и судом неверно применены нормы материального права.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Т.А.Т., суд первой инстанции указал, что заявителю необоснованно отказано в предоставлении льготы по уплате транспортного налога за 2014 год, срок предоставления, которой наступил в 2014 году, а не в 2015 году.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Т.А.Т. согласно справке МСЭ-2004 N ... является с 14 мая 2005 года инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию и ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением серии N ... N ... , выданным 23 декабря 2004 года Военным комиссариатом Красносельского района Санкт-Петербурга.
Т.А.Т. на праве собственности принадлежали транспортные средства:
-с 08 октября 2005 года легковой автомобиль ГАЗVOLGA SIB с двигателем мощностью 150 лошадиных сил,
-с 17 августа 2010 года грузовой автомобиль КАМАЗ " ... ", 1999 года выпуска с мощностью 260 лошадиных сил, который в соответствии с представленными в апелляционную инстанцию договором купли-продажи продан Т.А.Т. 20 июня 2013 года и автомобиль снят с учета 26 января 2015 года.
19 ноября 2014 года Т.А.Т. обратился в приемную Президента Российской Федерации с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав на социальное обеспечение, которое 15 ноября 2014 года было перенаправлено на рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу.
15 декабря 2014 года заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу по результатам рассмотрения обращения дан письменный ответ N05-09-02/52187, согласно которому заявителю были разъяснены положения Закона Санкт- Петербурга "О транспортном налоге", сообщено о предоставлении освобождения от уплаты транспортного налога за автомобиль ГАЗVOLGA SIB, начиная с 01 ноября 2010 года на основании справки МСЭ, и что за заявителем сохраняется обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год по грузовому автомобилю КАМАЗ " ... "
Поскольку решение суда принято "дата", то судебная коллегия проверяет правильность применения судом положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно части 3 статьи 196 которого суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Принимая решение об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу предоставить Т.А.Т. льготу по уплате транспортного налога за 2014 год в отношении транспортного средства автомобиля КАМАЗ " ... ", 1999 года выпуска, суд вышел за рамки заявленных Т.А.Т. требований, в которых он не просил обязать Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу предоставить указанную льготу.
При этом судебная коллегия учитывает представленный Т.А.Т. договор купли-продажи транспортного средства от 20 июня 2013 года.
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действующей на дату принятия оспариваемого решения, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа ме " ... "
Аналогичные положения содержатся в статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ответ от 15 декабря 2014 года подписан уполномоченным лицом в пределах его компетенции, является мотивированным и соответствует требованиям законодательства.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Т.А.Т. не указал, какие конкретно неблагоприятные последствия для него повлек указанный ответ и не представил этому доказательств.
Оспариваемое письмо не возлагает на Т.А.Т. какие-либо обязанности.
Содержащиеся в оспариваемом письме разъяснения основаны на положениях Конституции Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, ФЗ "О статусе военнослужащих" N76-ФЗ от 27 мая 1998 года, Законе Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" N81-11 от 14 июля 1995 года, Законе Санкт-Петербурга N487-53 "О транспортном налоге" от 4 ноября 2002 года.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1 часть 1 статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики имеют право, в том числе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 1 часть 3 статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Мнение Т.А.Т. о том, что он освобожден от уплаты транспортного налога согласно части 4 статьи 17 ФЗ "О статусе военнослужащих" является ошибочным.
Согласно указанной норме права, утратившей силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ, военнослужащие- граждане и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождаются только от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.
Согласно статье 2 Закона РФ N2003-1 от 09 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц", утратившей силу с 1 января 2015 года, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5)гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение.
Транспортный налог является самостоятельным видом налога.
В соответствии с частью 5 статьи 17 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие- граждане и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей могут освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов.
Положениями статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с тем, что Т.А.Т. владеет транспортными средствами, он является налогоплательщиком транспортного налога.
Законом Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" предусмотрена льгота по оплате транспортного налога для инвалидов I и II групп, граждан из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности II и III степени, признанных инвалидами до 1 января 2010 года без указания срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется без проведения дополнительного переосвидетельствования) - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 150 лошадиных сил включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет (статья 4-1).
Аналогичные положения содержатся в статье закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" от 14 июля 1995 года N 81-11.
Согласно пункту 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Со дня выпуска транспортного средства КАМАЗ " ... " (1999 года) на 1 января 2014 года прошло 14 лет.
Налогоплательщику - физическому лицу, имеющему одновременно право на получение льготы по налогу по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом Санкт-Петербурга, согласно статье 4-1 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" льгота предоставляется по одному из них по выбору налогоплательщика.
На 2014 год с выпуска транспортного средства КАМАЗ " ... ", 1999 года выпуска, не прошло более 15 лет.
Согласно представленным документам административный истец стал владельцем грузового транспортного средства КАМАЗ " ... ", 1999 года выпуска, с 17 августа 2010 года.
Таким образом, на данное имущество распространяется правовой режим, предусмотренный законодательством, действующим на момент возникновения права собственности и административным ответчиком правильно указано в письме от 15 декабря 2014 года, что за ним сохраняется обязанность по уплате транспортного налога на грузовой автомобиль КАМАЗ " ... ".
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя оспариваемым ответом и оснований для удовлетворения требований Т.А.Т. не имеется, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2015 года отменить.
В удовлетворении заявления Т.А.Т. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.