Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е. В., Белоногого А.В.
при секретаре З.И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 апреля 2016 года административное дело N 2-7175/2015 по апелляционной жалобе Ч.О.Ф. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2015 года по административному исковому заявлению Ч.О.Ф. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения и об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителей административного истца Б.Т.А. и О.Е.И., действующих на основании доверенности от 16 апреля 2016 года сроком на один год; представителя административного ответчика Н.А.В., действующего на основании доверенности от 30 декабря 2015 года сроком по 31 декабря 2016 года; представителя заинтересованного лица Ц.М.А., действующей на основании доверенности от 25 декабря сроком по 31 декабря 2016 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч.О.Ф., уточнив требования, обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны и обязании выдать удостоверение вдовы инвалида Великой Отечественной войны.
В обоснование своих требований Ч.О.Ф. указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Ч.П.Я., который в период проживания на территории Украины был признан инвалидом 2 группы. 27 июля 2015 года Ч.О.Ф. обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче ей удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны, однако, письмом отдела социальной защиты населения Администрации Невского района Санкт-Петербурга N588/15 от 03 августа 2015 года в удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что представленный акт осмотра МСЭК серии N ... не может быть принят к рассмотрению (л.д.24).
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д.87-92).
В апелляционной жалобе Ч.О.Ф. просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права (л.д. 99 -100, 103-105, 108).
В заседание апелляционной инстанции административный истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки не представила и об отложении дела не просила, ведет дело через представителей.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ч.П.Я., " ... " года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается военным билетом БВ N090218, выданным 26 июня 1967 года Пятихатским объединенным городским военкоматом Днепропетровской области (л.д. 63-66) и удостоверением серии Б N ... , выданным "дата" Пятихатским объединенным городским военным комиссариатом Днепропетровской области (л.д. 55).
Согласно выписке из акта осмотра в МСЭК N3 Управления здравоохранения Днепропетровской областной государственной администрации Украины от 3 мая 1995 года Ч.П.Я. признан инвалидом второй группы с 3 мая 1995 года, причина инвалидности ранение конечности при защите отечества (л.д.57).
Согласно свидетельству о браке ЯТ N ... , выданного 23 сентября 1950 года, Ч.П.Я., " ... " года рождения, заключил 22 сентября 1950 года брак с П.О.Ф., " ... " года рождения, после регистрации брака жене присвоена фамилия Ч. (л.д.14).
03 ноября 2003 года Ч.П.Я. умер, о чем в книге регистрации актов о смерти произведена запись за N " ... " исполкомом Вишневского поселкового совета Пятихатского района Днепропетровской области Украины и выдано свидетельство о смерти N ... N ... (л.д. 19-20).
Распоряжением Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 29 июля 2015 года N1760-р Ч.О.Ф. выдано удостоверение вдовы участника Великой Отечественной войны (л.д. 51-52).
27 июля 2015 года Ч.О.Ф. обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны Ч.П.Я. (л.д. 50).
Письмом Отдела социальной защиты населения Администрации Невского района N588/15 от 13 августа 2015 года Ч.О.Ф. отказано в выдаче удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны (л.д.6).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Ч.О.Ф., суд первой инстанции пришел к выводу, что представленная справка МСЭК серии N ... не может быть признана на территории Российской Федерации в связи с тем, что она выдана после 01 января 1992 года, а ссылки административного истца на Соглашение не могут быть приняты судом в силу их не применения на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, в связи со следующим.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ими законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подп. 24 пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда.
Согласно п. 3.1 ст.26.3 названного Федерального закона по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (абз.5,6 ст.26.3.1. указанного Федерального закона).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со статьёй 1 ФЗ "О ветеранах" к категории ветеранов относятся: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Пунктом 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий согласно статье 28 ФЗ "О ветеранах" осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" определяется Инструкцией "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом "О ветеранах" утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N69.
Пунктом 2.7 указанной Инструкции предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 2.16. указанной Инструкции членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"). Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
Таким образом, для получения удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны Ч.О.Ф. должна была представить документ, подтверждающий, что Ч.П.Я. являлся инвалидом Великой Отечественной войны и документ, подтверждающий её статус вдовы Ч.П.Я.
Частью 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1195 личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Ч.П.Я. являлся гражданином Республики Украина, документы, подтверждающие его инвалидность, были оформлены и получены им на территории Украины и в соответствии с законодательством Украины, то есть представленные документы, подтверждающие инвалидность Ч.П.Я. и его заболевания к гражданско-правовым отношениям на территории Российской Федерации применены быть не могут, так как до настоящего времени не оформлены соответствующие международные соглашения.
Российская Федерация является участником Соглашения "О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих", совершенном в Москве 15 апреля 1994 года, которое не применяется на территории Российской Федерации в связи с не вступлением его в силу в связи с не выполнением внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу исходя из статьи 11.
Статьей 8 указанного Соглашения предусмотрено, что основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или Сторонами по формам, действовавшим на 1 января 1992 года, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы.
В случае выдачи в соответствии с национальным законодательством Сторон указанных документов лицам, не упомянутым в Приложении 1 к настоящему Соглашению, уполномоченные органы Сторон делают в них отметку о действии этих документов только на территории государства данной Стороны.
То есть стороны признают на своей территории действия документов, которые выданы на 01 января 1992 года, представленные же административным истцам документы, выданы после указанной даты.
В силу прямого указания статьи 28 ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 26 мая 1975 года N126, удостоверение инвалида Отечественной войны является документом, подтверждающим право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
Административным истцом не представлено удостоверения инвалида Великовой Отечественной войны, выданное Ч.П.Я. Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Удостоверение N " ... ", выданное Ч.П.Я. 13 апреля 1995 года Отделом социального обеспечения Пятиханского районного Совета народных депутатов Украины, о том, что он является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы для инвалидов Великой Отечественной войны, является временным, выдано на срок по 13 октября 1999 года и не по установленной форме (л.д.59).
Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года не установлены какие-либо социальные гарантии для различных категорий граждан.
Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" регулирует отношения в части документов, необходимых для пенсионного обеспечения.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что представленные Ч.О.Ф. документы об инвалидности Ч.П.Я. не могут быть приняты администрацией Невского района Санкт-Петербурга в качестве основания для выдачи ей удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны Ч.П.Я.
Также судебная, коллегия отмечает, что в свидетельстве о браке и документах Ч.О.Ф. имеются разночтения. Так, в свидетельстве о браке в указано, что Ч.П.Я. зарегистрировал брак с П.О.Ф., " ... " года рождения, которой после регистрации брака присвоена фамилия " Ч.", то есть его женой является Ч.О.Ф., " ... " года рождения.
Между тем с заявлением о выдаче свидетельства вдовы участника Великой Отечественной войны обратилось другое лицо- Ч.О.Ф., "дата" года рождения (л.д.5).
В соответствии со статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие соответствуют нормативным правовым актам и права, свободы и законные интересы административного истца не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч.О.Ф. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.