Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Павлюченко М.А.
и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Черкасовой Г.А.
при секретаре Смирновой Е.Е.
рассмотрел в судебном заседании 16 марта 2016 года гражданское дело по иску N2-1130/2015 по иску Атаева В.В. к военному комиссариату Ленинградской области о признании действий незаконными, возобновлении выплаты пенсии, взыскании компенсации морального вреда, возмещении материального ущерба, принесении публичных извинений, по кассационной жалобе военного комиссариата Ленинградской области на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2015 года
на основании кассационной жалобы военного комиссариата Ленинградской области и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 февраля 2016 года о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., объяснения представителя ответчика Бортникова А.А., Атаева В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Атаев В.В. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к военному комиссариату Ленинградской области о признании действий военного комиссариата Ленинградской области по приостановлению выплаты пенсии незаконными, просил возобновить выплату пенсии, начиная с момента приостановления с 01 января 2012 года по новым ставкам с учетом индексации (инфляции за каждый год невыплаты пенсии), взыскать с ответчика в свою пользу за нанесенный моральный и материальный ущерб компенсацию в размере " ... " рублей за три года невыплаты пенсии, обязать ответчика принести публичные письменные извинения за унижения, лишение заслуженной пенсии и нанесение материального ущерба.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 05 апреля 2010 года. С 01 января 2012 года ему была приостановлена выплата пенсии в связи с прохождением службы в таможенных органах, считает подобные действия ответчика нарушающими права.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал военный комиссариат Ленинградской области возобновить Атаеву В.В. выплату пенсии за выслугу лет с 01 января 2012 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2015 года решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба военного комиссариата Ленинградской области без удовлетворения.
03 декабря 2015 года военным комиссариатом Ленинградской области подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петрербургского городского суда от 24 сентября 2015 года, вынести новое решение.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2015 года гражданское дело N 2-1130/2015 истребовано из Ленинского районного суда Санкт-Петербурга, поступило в Санкт-Петербургский городской суд 08 февраля 2016 года.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные постановления подлежат отмене в части удовлетворения требований Атаева В.В.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а так же защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как усматривается из материалов дела, приказом командира Ленинградской военно-морской базы от 21 июля 2007 года N 014 Атаев В.В. уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, с 01 декабря 2008 года ему назначена пенсия за выслугу лет.
С 09 октября 2007 года Атаев В.В. проходит службу в таможенных органах Российской Федерации.
Письмом военного комиссариата Ленинградской области от 01 декабря 2011 года истцу сообщено о том, что с 01 января 2012 выплата пенсии за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации будет приостановлена в связи с поступлением им на службу в таможенные органы.
На дату обращения истца в суд выплата пенсии не возобновлена.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь пунктами 1 и 3 статьи 2 и статьей 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе, статьями 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", частями 1 и 2 статьи 6, пункта " а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу о том, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года.
По мнению суда первой инстанции, выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу. Таким образом, Атаев В.В. имел право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе военный комиссариат Ленинградской области ссылается на статью 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Ответчик в кассационной жалобе обращает внимание на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой, указанная норма права признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, указано, что при поступлении на службу в таможенные органы лиц получающих пенсию по Закону, выплата пенсии им приостанавливается.
Данный довод кассационной жалобы заслуживает внимания.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
В силу Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется по нормам и условиям, установленным законодателем для лиц, проходивших военную службу или службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам, из числа лиц, указанных в статье этого закона, при их поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Разрешая данное дело, судебные инстанции необоснованно не учли правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П о том, что предписания Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Федеральному закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 1338-О, согласно которому "Кроме того, поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
По смыслу пунктов 3 и 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, изложенные правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Данное Постановление, а значит, и выраженные в нем правовые позиции и выводы сохраняют свою силу ".
То обстоятельство, что в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и в его статье 6 отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в таможенных органах, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая, в том числе, таможенные органы.
Учитывая, что судебные постановления в части удовлетворения требований Атаева В.В. приняты с существенным нарушением норм материального права, которое не может быть устранено без отмены судебных постановлений, президиум приходит к выводу, что постановления судебных инстанций подлежат отмене в части удовлетворения требований Атаева В.В.
Президиум считает возможным, отменив в части судебные постановления, разрешить спор по существу, поскольку по делу установлены все обстоятельства, являющиеся юридически значимыми при разрешении данного спора.
В связи с изложенным, требования Атаева В.В. в части обязания ответчика возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 01 января 2012 года удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2015 года в части удовлетворения требований Атаева В.В. отменить.
Иск Атаева В.В. к военному комиссариату Ленинградской области в части возобновления выплаты пенсии оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А.Павлюченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.