Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е. В.,
судей Машкиной Н.Ф.,
Захарчука О. В.,
при секретаре Садыковой А. Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 16 марта 2016 административное дело по апелляционной жалобе Ж.Н.В. на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 июля 2015 года, которым
заявление Ж.Н.В. о признании ненадлежащим обеспечение медицинской помощи врачами ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР и возложении на начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России Х.А.А. обязанности устранить допущенные нарушения оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н.Ф., выслушав объяснения административного ответчика Х.А.А., полагавшего доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ж.Н.В. обратился в суд с заявлением о признании ненадлежащим обеспечение медицинской помощи врачами ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР и возложении на начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России Х.А.А. обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивировал тем, что действия (бездействия) врачей МЧ ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России причиняют ему физические и моральные страдания на протяжении длительного времени (с 19 декабря 2014 года по настоящее время) на почве дискриминации его личности по социальному положению. В ФКУ ИК-8 УФСИН Росси по УР он прибыл 21 февраля 2013 года, постоянно получал поддерживающее амбулаторное лечение в ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России, два года постоянно получал "медикаменты". У него "данные изъяты" и "данные изъяты". С 19 декабря 2014 года ему перестали назначать "данные изъяты" терапию. "данные изъяты" лечат основное заболевание - "данные изъяты". "данные изъяты" назначил "данные изъяты", у которого имеются побочные действия. Которые проявляются "данные изъяты", в связи с чем, он вынужден принимать "данные изъяты" препараты. По ряду выявленных заболеваний он не получал и не получает освобождение от зарядки и от хозяйственных работ. 16 апреля 2015 года на медицинском осмотре "данные изъяты" выписал ему "данные изъяты", которой в процедурном кабинете нет. 17 апреля 2015 года ему добавили только витамины, в лечении ничего не изменилось. Врач в карте указал размер артериального давления, причем давление фактически не измерялось, был проверен только пульс. Оказываемое лечение для него является пыткой.
В судебное заседание Ж.Н.В. не явился, в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании должностное лицо Х.А.А. заявленные требования не признал.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Ж.Н.В. просит решение суда отменить. При этом ссылается на то, что заявление рассмотрено не в полном объеме, его ходатайства судом не разрешены.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" апелляционная жалоба подлежит разрешению в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
До 15 сентября 2015 года данное право реализовывалось гражданами через часть 1 статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснения, изложенные в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Производство по настоящему делу было начато судом первой инстанции и рассмотрено в порядке гражданского процессуального судопроизводства.
Из дела видно, что Ж.Н.В. выражает свое несогласие с назначаемыми ему препаратами, выставленными диагнозами, объемом и качеством медицинской помощи.
Рассматривая дело суд привой инстанции пришел к выводу, что действия врачей соответствуют закону и не нарушают права Ж.Н.В.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они сделаны на оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-Фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закрепляет, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации разработан и утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 640, Минюста Российской Федерации N 190 от 17 октября 2005 года (далее по тексту - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Пунктом 7 Порядка констатировано, что организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами.
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии ... , либо филиалом лечебно - профилактического учреждения. Медицинская часть может иметь в своем составе амбулаторию, стационар, медицинский изолятор, аптеку и стерилизационную (автоклавную). Все помещения медицинской части оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и надзора (пункты 13, 16 Порядка).Основной целью деятельности медицинской части является гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи (пункт 14 Порядка).
Из материалов дела следует, что филиал "Медицинская часть 10" ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России является обособленным подразделением ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России, и осуществляет медицинское обслуживание лиц содержащихся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Удмуртской Республике.
В соответствии с пунктом 40 Порядка преемственность в лечении при переводе больного в другое Учреждение обеспечивается передачей медицинской карты амбулаторного больного с личным делом, где отражается проводимое и рекомендуемое ему лечение.
Согласно пунктам 41, 42 Порядка, осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний. В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях (в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев.
Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания.
В пунктах 49-59 Порядка регламентирован порядок организации медицинской помощи лицам, осужденным к лишению свободы, компетенция среднего медицинского работника (фельдшера) и врача.
Пунктом 33 Порядка установлено, что при проведении осмотра больного врач выясняет жалобы лица и при наличии показаний назначает дополнительные методы обследования.
Материалами дела подтверждено, что Ж.Н.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН Росси по Удмуртской Республике с 21 февраля 2013 года по настоящее время.
На момент отбывания наказания Ж.Н.В. в ФКУ ИК-8 УФСИН Росси по Удмуртской Республике соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений регламентируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 ноября 2005 года N 205.
Согласно пунктам 121, 122, 123 Правил, предоставляемая в исправительном учреждении лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения. Медицинская часть учреждения осуществляет: медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний; диспансерное наблюдение и учет осужденных; лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения; хранение и выдачу осужденным лекарственных средств, иных изделий медицинского назначения.
Плановый прием осужденных в медицинских частях исправительных учреждений производится в установленные часы их работы, по предварительной записи или по назначениям медицинского персонала. Мероприятия по организации неотложной медицинской помощи осуществляются в любое время суток.
Из выписки из амбулаторной карты Ж.Н.В. следует, то последний состоит на диспансерном учете в медицинской части N ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России у врача "данные изъяты" и "данные изъяты" с диагнозом: "данные изъяты". "данные изъяты" В отношении Ж.Н.В. неоднократно проводились медицинские осмотры:
"данные изъяты" - 28 февраля, 29 марта, 13 мая, 10 июня, 13 июня, 18 июня, 25 июля, 30 июля, 23 августа, 29 августа, 02 сентября, 27 сентября, 21 октября, 29 октября, 15 ноября, 18 ноября, 31 декабря 2013 года, 09 января, 30 января, 04 апреля, 13 мая, 15 июля, 31 июля, 30 сентября, 14 октября, 14 октября, 30 октября, 18 декабря 2014 года, 30 января, 16 апреля 2015 года;
"данные изъяты" - 28 февраля 2013 года, 26 августа 2014 года, 24 сентября 2014 года, 21 октября 2014 года, 06 ноября 2014 года, 05 февраля 2015 года;
"данные изъяты" - 28 февраля 2013 года, 27 августа 2013 года, 09 января 2014 года;
Оказывалась медицинская помощь с учетом установленного диагноза, такая, как обследование и консультации врачей-специалистов: "данные изъяты" - 20 ноября 2014 года; "данные изъяты" - 27 ноября 2014 года; "данные изъяты" - на прием 30 апреля 2014 года не явился.
Назначались медицинские исследования: 13 мая 2013 года - ЭХО-ЭКГ, Холтер планово; 10 июня 2013 года - от Холтера письменно отказался; 29 августа 2013 года - ЭХО; 17 сентября по 18 сентября 2013 года - Холтер; УЗИ внутренних органов - 31 июля 2013 года; рентген - 07 октября 2013 года, 03 апреля 2014 года, 02 сентября 2014 года, 19 декабря 2014 года.
Назначалось проведение лабораторных исследований - 02 апреля 2013 года, на сдачу анализов не явился - 16, 20 и 26 мая 2014 года.
По выявленным заболеваниям, в соответствии с назначением специалистов, Ж.Н.В. периодически получал медикаментозное лечение.
Неоднократно в отношении Ж.Н.В. проводилась врачебная комиссия: 13 июня 2013 года, 03 февраля 2014 года, 09 сентября 2014 года.
По состоянию здоровья Ж.Н.В. неоднократно освобождался от зарядки и хозяйственных работ: 13 июня 2013 года, 18 июня 2013 года, 30 июля 2013 года, 13 сентября 2013 года, 18 ноября 2013 года, 31 декабря 2013 года, 09 января 2014 года, 05 апреля 2014 года, 17 декабря 2014 года, 18 декабря 2014 года.
Анализируя положения указанных выше нормативных правовых актов и медицинскую документацию, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Удмуртской Республике Ж.Н.В. получает лечение, с учетом объективного состояния его здоровья, в достаточном объеме, по имеющимся показаниям, с применением необходимых лабораторных и инструментальных методов и консультаций врачей-специалистов, в связи с чем, необоснованными и бездоказательными являются доводы заявителя надлежащем обеспечении медицинской помощью.
Доказательства тому, что Ж.Н.В. не оказывалась, либо оказывалась ненадлежащим образом медицинская помощь, в том числе по заболевания отраженным в медицинской документации, в связи с чем, состояние его здоровья ухудшилось, последним суду не представлено. Не содержит ссылку на них и апелляционная жалоба.
При рассмотрении дела не установлено в отношении Ж.Н.В. нарушений норм Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые повлекли бы ухудшение состояния здоровья заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не разрешены ходатайства заявителя, не обоснованы. Из проколов судебных заседаний следует, что письменные ходатайства Ж.Н.В. судом разрешены, в удовлетворении данных ходатайств судом отказано за необоснованностью.
Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу Ж.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судя Е. В. Кричкер
Судьи Н. Ф. Машкина
О. В. Захарчук
Копия верна: судья Е. В. Кричкер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.