Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. В.,
с участием представителя административного истца Д.К.Н., действующего по нотариально удостоверенной доверенности от 14 марта 2016 года по реестру N,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В. действующей по доверенности от 23 декабря 2015 года N (срок действия доверенности до 31 декабря 2016 года),
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М.М.Н., действующего по доверенности от 08 октября 2015 года N (срок действия доверенности до 21 сентября 2018 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З.Е.В. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
З.Е.В. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", участок находится примерно в 160 м. от ориентира по направлению на север, площадью 10607 кв.м., в размере его рыночной стоимости 4703000,00 руб.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 10607 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 13805222,64 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2015 года в размере 4703000,00 руб., определенную Отчетом об оценке N от 12 февраля 2016 года. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Письменным заявлением административным истцом устранена техническая ошибка в части указания кадастрового номера земельного участка, просит считать кадастровый номер земельного участка "данные изъяты".
В судебное заседание истец З.Е.В. не явилась, согласно поступившего письменного заявления просит дело рассмотреть в её отсутствие, заявленные требования поддерживает. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилдело рассмотреть по существу в отсутствие административного истца, признав его явку не обязательной.
В судебном заседании представитель административного истца Д.К.Н. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В. против удовлетворения заявления не возражала, пояснила, что с отчетом согласны.
В судебное заседание представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М.М.Н. против удовлетворения заявления не возражал, пояснил, что с отчетом согласны.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства имущественный отношений Удмуртской Республики не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Город Ижевск" не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилдело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что 02 ноября 2006 года между Администрацией города Ижевска (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "АГЗС-Сервис" (арендатор) заключен договор аренды N. Предметом договора является земельный участок из земель поселений с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 10607 кв.м., с адресом: "адрес", участок находится примерно в 160 м. от ориентира по направлению на север, в "адрес", участок предоставлен для строительства автомобильной газозаправочной станции N, сроком до 01 сентября 2008 года (л. д. 71-78).
Пунктом 6.4 договора предусмотрено, что дополнения и изменения, вносимые договор, оформляются дополнительными соглашениями сторон, кроме случая, предусмотренного пунктом 2.7 договора.
Стороны согласны на вступление в договор на стороне арендатора иных правообладателей помещений, расположенных на участке. При этом соглашение о вступлении в договор заключается между арендодателем, стороной, вступающей в договор, а также арендатором, у которого изменяется доля в обязательственном праве об уплате арендных платежей (пункт 8.2 договора).
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 15 декабря 2015 года.
Согласно договора на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайм) N-У от 12 мая 2008 года, Общество с ограниченной ответственностью передало Обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест и К" права и обязанности по Договору о предоставлении земельного участка на условиях аренды (договор аренды земли) N от 02 ноября 2006 года площадью 10607 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" с адресом: "адрес", участок находится примерно в 160 м. от ориентира по направлению на север (л. д. 79).
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли N от 20 ноября 2008 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест и К" пришли к соглашению о продлении договора аренды до 12 августа 2009 года (л. д. 80).
Пункт 6.3 договора изложен в следующей редакции: если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечение срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли N от 24 августа 2009 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест и К" пришли к соглашению о продлении договора аренды до 12 июля 2010 года (л. д. 81).
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли N от 15 июня 2010 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест и К" пришли к соглашению о продлении договора аренды до 12 июля 2013 года (л. д. 82).
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли N от 27 февраля 2014 года, Администрация города Ижевска и З.Е.В. пришли к соглашению о том, что З.Е.В. вступает в договор аренды, а Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест и К" выбывает из него.
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 17 марта 2014 года.
На момент рассмотрения договор аренды заключен на неопределенный срок.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года".
В указанном Постановлении в разделе "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" отражен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость которого определена в размере 13805222,64 руб.
При рассмотрении дела установлено, что в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик спорного земельного участка, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, не вносилось. Кадастровая стоимость земельного до настоящего времени не изменялась и остаётся прежней.
В судебном заседании установлено, что расчет арендных платежей по договору аренды производится по формуле, одним из составляющих которой является кадастровая стоимость земельного участка.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора, З.Е.В. обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" N от 12 февраля 2016 года следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером N на дату оценки 01 января 2015 года составила 4703000,00 руб. (л. д. 103-140).
Согласно положительного экспертного заключения на данный отчет, выполненного экспертом Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N от 16 февраля 2016 года, экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (л. д. 141-162).
В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности отчета об оценке не представлено, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" N от 12 февраля 2016 года по состоянию на 01 января 2015 года в размере 4703000,00 руб.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом изложенного и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление З.Е.В. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить на основании заявления от 21 марта 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", участок находится примерно в 160 м. от ориентира по направлению на север, по состоянию на 01 января 2015 года в размере его рыночной стоимости 4703000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 19 апреля 2016 года.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.