Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 11 мая 2016 года жалобу должностного лица административного органа - заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Ж.С.С. на решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года,
установил:
Постановлением заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Ж.С.С. от 29 января 2016 года должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью "Макс плюс" Б.Ф.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000,00 руб.
Б.Ф.А., не согласившись с постановлением, обратился с жалобой в Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики, считает его незаконным и не обоснованным.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года постановление заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Ж.С.С. от 29 января 2016 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено должностному лицу на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление - заместитель министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместитель главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Ж.С.С. просит отменить решение судьи, указывает на то, что судьей районного суда неверно сделан вывод о том, что юрисдикционным органом было допущено существенное нарушение процессуальных норм, которое в соответствии с пунктом 4 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях является основанием к отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассматривать дело, так ка указанные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Временем совершения правонарушения является 31 марта 2015 года.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, то есть дата, место и время совершения административного правонарушения.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Проверяя законность постановления должностного лица административного органа, и не соглашаясь с ним, судья районного суда мотивировал свое решение тем, что при рассмотрении дела были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы установлено, что из протокола об административном правонарушении следует, что Б.Ф.А. вменяется совершение административного правонарушения имевшего место 30 июня 2015 года. Согласно постановления по делу об административном правонарушении, дата совершения административного правонарушения - март 2015 года.
Как следует из материалов дела, 21 августа 2012 года между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью "Макс плюс" заключен договор аренды лесного участка площадью 0,13 га для ведения сельского хозяйства (пчеловодство), по адресу: "адрес"
Условия договора аренды предусматривают, что лесной участок передается для использования в целях и объемах согласно Приложения N (пункт 4 договора).
Арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора и представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора (подпункт "а" пункта 12 договора).
Арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт "д" пункта 13 договора).
Согласно части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что лесопользователь нарушает установленные заключенным договором условия использования леса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлением лесопользователем лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядком.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, являющегося Приложением 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что юридически значимым обстоятельством для установления факта совершения административного правонарушения и даты его совершения является установление предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Указанное обстоятельство, а именно срок к которому должна была быть предоставлена лесная декларации, с учетом условий договора аренды от 21 августа 2012 года, приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской республики от 22 января 2015 года N 36 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов", должностным лицом административного при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлен, не приведено мотивов не согласия с временем совершении административного правонарушения (30 июня 2015 года) указанного в протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, дата совершения административного правонарушения при рассмотрении дела должностным лицом административного органа установлена не была.
Следовательно, должностным лицом не выполнены требования статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем выводы судьи районного суда об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) являются верными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года оставить без изменения, жалобу должностного лица административного органа - заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Ж.С.С. - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.