Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., изучив административное исковое заявление Удмуртского Регионального Общественного правозащитного фонда потребителей "Колокол", действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" и его отмене,
Установил:
В Верховный Суд Удмуртской Республики поступило административное исковое заявление Удмуртского Регионального Общественного правозащитного фонда потребителей "Колокол", действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" и его отмене.
Предметом судебного разбирательства в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является правовой конфликт (спор) в сфере нормотворчества.
Как следует из содержания административного искового заявления, заявитель Удмуртский Региональный Общественный правозащитный фонд потребителей "Колокол" оспаривает Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Как следует из пункта 1.1 Устава, Удмуртский Региональный Общественный правозащитный фонд потребителей "Колокол" является не имеющим членства общественным объединением, созданным по инициативе граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, определенных настоящем Уставом.
Одной из задач Фонда является юридическая защита прав, свобод и законных интересов граждан включая права потребителей, обеспеченных международными нормами и законами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, как своих интересов, так и чужих интересов от своего имени, а также в качестве представителя (пункт 2.3.5 Устава).
По общему правилу граждане и организации в силу статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, органы или организации могут обратиться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Пункт 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставляет право общественным объединениям потребителей (их ассоциация и союзам) для осуществления своих уставных целей обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). В целях оспаривания актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации, закон предусматривает возможность обращения общественного объединения в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на эти акты.
В отношении неопределенного круга потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) (часть 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Из приведенных законоположений следует, что право административного истца на обращение в суд с требованиями об оспаривании нормативных правовых актов не предусмотрено ни Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, ни Законом о защите прав потребителей.
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" утратил силу с 15 сентября 2015 год в связи с принятием Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введение в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Применительно к административному судопроизводству, таким законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, положения которого обязывают судью при выявлении того, что административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право, отказать в принятии заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Пункт 2 части 2 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым отказать административному истцу в принятии административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 128, 210, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Определил:
Отказать Удмуртскому Региональному Общественному правозащитному фонду потребителей "Колокол", действующему в защиту интересов неопределенного круга лиц в принятии административного искового заявления к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" и его отмене.
Настоящее определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Верховный Суда Удмуртской Республики путем подачи частной жалобы.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.