Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Кокшаровой Е.А.,
судей - Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации ФИО9 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата", которым
исковое заявление ФИО2, ФИО3, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 к администрации "адрес", удовлетворено частично.
Распоряжение Администрации "адрес" N-р от "дата" и N-р от "дата" "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", признано незаконным.
На Администрацию "адрес" возложена обязанность поставить семью ФИО2 в составе трех человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На Администрацию "адрес" возложена обязанность предоставить семье ФИО2 в составе трех человек в черте "адрес", вне очереди жилое помещение, отвечающее техническим требованиям и санитарным нормам, по договору социального найма площадью не менее 48 кв.м, с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь.
Отказано в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения, отвечающего техническим требованиям и санитарным нормам, по договору социального найма площадью в заявленном размере.
Отказано в удовлетворении требования ФИО2, ФИО3, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 к администрации "адрес" о восстановлении срока на обжалование распоряжения администрации "адрес" N-р от "дата".
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО3, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации "адрес" о признании незаконным распоряжения администрации "адрес" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцы на иждивении имеют несовершеннолетнего ребенка ФИО1, "дата" года рождения, который является ребенком-инвалидом и состоит на диспансерном учете в БУЗ РА "Республиканская детская больница" с диагнозом "Нефропатический цистиноз. Синдром де-Тони-Дебре Фанкони" осложнение которого, привело к диагнозу "Умственная отсталость". Указанное заболевание относится к тяжелой форме хронических заболеваний и включено в перечень тяжелых заболеваний, дающих право на получение дополнительного жилья. "дата" ФИО2 обратилась в Администрацию "адрес" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Администрации "адрес" N-р от 30.12.2015г. ФИО2 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с не предоставлением полного пакета документов. Несмотря на то, что ЖК РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, до настоящего времени жилое помещение несовершеннолетнему ФИО1 не предоставлено, Администрацией города им отказано в оказании мер социальной поддержки. На основании изложенного истцы просили признать незаконным распоряжение администрации "адрес", обязать ответчика поставить семью ФИО3 и ФИО2 в составе трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предоставить вне очереди ФИО3, ФИО2, несовершеннолетнему ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 48 кв.м., с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь.
В ходе рассмотрения дела истцы ФИО2 и ФИО3 изменили исковые требования. Истцы просят восстановить срок для обжалования распоряжения администрации "адрес" N-р от "дата", признать незаконным распоряжения администрации "адрес" N-р от "дата", N-р от "дата" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать администрацию "адрес" поставить семью ФИО3 и ФИО2 в составе трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предоставить вне очереди ФИО3, ФИО2, несовершеннолетнему ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 72 кв.м., с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель администрации "адрес" ФИО9, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что истцы при обращении с соответствующим заявлением в администрации не предоставили документы, подтверждающие их доход и имущество. Полагает, что в связи с тем, что в законодательстве отсутствует специальное регулирование порядка признания нуждающимися такой категории как инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, они должны вставать на учет на общих началах. Вопросы предоставления жилья по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Члены семьи ФИО1 правом на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма не обладают. Суд необоснованно указал на то, что ответчиком не соблюден Административный регламент, поскольку согласно его положениям, гражданин может настоять на принятии неполного пакета документов.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов Республики Алтай ФИО6, поддержавшую апелляционную жалобу, ФИО3, возражавшего по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 пункта 3, части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (пункт 3 часть 2 статья 57 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Обязанность обеспечивать жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 16) и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отнесена к полномочиям органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, ФИО1, "дата" года рождения является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N.
Семья ФИО11 со своим несовершеннолетним сыном ФИО1 проживает по адресу: "адрес", на основании договора аренды жилого помещения.
Согласно акту проверки жилищных условий от "дата" данное жилое помещение состоит из 1 комнаты, площадью 29 кв.м, дом кирпичный, квартира расположена на первом этаже. Комнаты в квартире сырые с плесенью. Данное жилое помещение не соответствует условиям для проживания ребенка-инвалида.
Жилых помещений, принадлежащих супругам Ивановым, а также их несовершеннолетнему ребенку на праве собственности по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" не имеется.
При обращении ФИО2 в администрацию "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжением от "дата" N-р ФИО2 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на предоставленный неполный пакет документов.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к правильному выводу о наличии у семьи ФИО11, в составе трех человек, права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди площадью не менее 48 кв.м., с учетом дополнительной жилой площади, поскольку ФИО1 страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, является инвалидом детства, в связи с чем, согласно Постановлению Правительства РФ от "дата" N 378 имеет право на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Судебная коллегия, учитывая несовершеннолетний возраст ФИО1, невозможность самостоятельно заботиться о себе и проживать в жилом помещении, доводы жалобы о том, что иные члены семьи ФИО1, правом на предоставление жилого помещения вне очереди не обладают, во внимание не принимает.
Тот факт, что семья ФИО11 обращаясь в администрацию "адрес" с соответствующим заявлением по установленной форме, не предоставила необходимый полный пакет документов, в силу ст. 52 ЖК РФ не опровергает правильных выводов суда о наличии у семьи ФИО11 права на вне очередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, администрацией не был соблюден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку при приеме документов специалистом отдела жилищной политики уведомление о недостаточности пакета документов ФИО2 не вручалось и не направлялось почтой, доказательств обратного ответчиком не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А. Кокшарова
Судьи
О.Е. Красикова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.