Заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай Сарбашев В.Б., рассмотрев жалобу представителя Бубнова ФИО1 - Киновой ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 Майминского района Республики Алтай от 17 декабря 2015 года, которым
Заместитель генерального директора - директор ОАО "МРСК Сибири" Горно-Алтайские электрические сети" Бубнов ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай Республики Алтай от 26 февраля 2016 года, которым вышеуказанное постановление оставлено без изменения,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N2 Майминского района Республики Алтай от 17 декабря 2015 года заместитель генерального директора - директор ОАО "МРСК Сибири" Горно-Алтайские электрические сети" Бубнов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 26 февраля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Алтай, представитель Кинова А.Г. просит отменить принятые по делу судебные постановления. В обоснование жалобы указывает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ. ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" в данном случае не должен применяться, поскольку заместитель генерального директора - директор филиала ПАО "МРСК Сибири" - "ГАЭС" Бубнов А.П. не является должностным лицом органа власти, органа местного самоуправления и органа, осуществляющего публично-значимые функции. Сетевые организации или организации электроэнергетического комплекса к субъектам осуществляющим публично значимые функции не относятся. Коммерческие организации не подпадают под сферу действия ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". В постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении неверно указано время совершения правонарушения - 30 сентября 2015 года. Обращение Манеева В.В. поступило в филиал ПАО "МРСК Сибири" - "ГАЭС" 31 августа 2015 года, исходя из чего следует, что должностное лицо имеет право представить ответ в тридцатидневный срок со дня регистрации, то есть 30 сентября 2015 года включительно, в связи с чем, указанная дата совершения правонарушения в постановление прокуратуры от 16 ноября 2015 года установлено не верно. Днем совершения правонарушения считается 01 октября 2015 года. Имеющиеся в материалах дела документы не являются надлежащими доказательствами виновности лица в совершении вменяемого административного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не были выполнены требования ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ. Допущенное Бубновым А.П. правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку не причинило значительного вреда интересам общества и государству, не привело к иным негативным последствиям. Данное правонарушение возможно было признать малозначительным, поскольку в действиях Бубнова А.П. отсутствуют признаки злостности, пренебрежительности или явной недобросовестности, которые бы свидетельствовали о существенной угрозе охраняемым общественным правоотношениям. Несмотря на то, что формально выявленное нарушение отвечает признакам административного правонарушения, Бубнов А.П. своими действиями не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее ФЗ от 02 мая 2006 года N59-ФЗ).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 ФЗ от 02 мая 2006 года N59-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 мая 2006 года N59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ от 02 мая 2006 года N59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Статьей 9 указанного Закона предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 указанного Закона).
В силу п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 02 мая 2006 года N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в силу положений ч. 3 ст. 10 ФЗ от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
При этом под должностным лицом в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан" понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (ч. 5 ст. 4).
Как следует из материалов дела, 31 августа 2015 года в филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" поступило обращение Манаева В.В. по вопросу разграничения баланса принадлежности сетей.
В установленный Законом срок должностным лицом в адрес Манаева В.В. ответ не был направлен. В связи с чем, в прокуратуру Майминского района Республики Алтай поступило заявление от Манаева В.В.по факту не направления письменного ответа на обращение.
На основании указанного заявления прокуратурой Майминского района Республики Алтай была проведена проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В ходе проверки установлено, что в нарушении требований Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Манаеву В.В. по истечению 30 дней письменный ответ не направлен, что является недопустимым и нарушает право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. Срок проведения проверки по обращению не продлевался, уведомление об этом заявителю не направлялось.
В соответствии с выпиской из приказа N от "дата" Бубнов А.П. принят на работу в филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" на должность заместителя генерального директора филиала со "дата" по "дата".
Таким образом, в действиях заместителя генерального директора ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" Бубнова А.П. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного 5.59 КоАП РФ, так как ответственность за нарушение установленного законодательства возлагается не только на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, а ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" осуществляет деятельность по обеспечению надлежащего и качественного энергоснабжения потребителей (неопределенного круга лиц), что является публично значимой функцией.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, мировой судья судебного участка N2 Майминского района Республики Алтай правильно своим постановлением от 17 декабря 2015 года привлек заместителя генерального директора ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" Бубнова А.П. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, а судья Майминского районного суда Республики Алтай обосновано своим решением от 26 февраля 2016 года отказал в удовлетворении жалобы на вышеуказанное постановление мирового судьи.
Доводы жалобы о том, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с тем, что Бубнов А.П. не является должностным лицом организации осуществляющей публично значимые функции, следовательно, деятельность Общества не регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом тщательного исследования судьями нижестоящих инстанций.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 18 июля 2012 года N19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" осуществление публично значимой функции означает деятельность организации, затрагивающие права и свободы граждан, в том числе в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" осуществляет обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии) в том числе в жилых домах, в которых проживает неограниченный круг фактических потребителей (не только собственники жилых помещений и лица, заключающие соответствующие договора с Обществом), то есть деятельность Общества и его должностных лиц, является публично значимой, поскольку затрагивает права и свободы значительного и неопределенного числа граждан.
При указанных обстоятельствах мировой судья и районный судья, с учетом разъяснений Постановления Конституционного суда от 18 июля 2012 года N19-П, пришли к верному выводу, что деятельность ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Таким образом, Бубнов А.П., как должностное лицо - заместитель генерального директора ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети", обладающий организационно-распорядительными функциями, на которого возложена обязанность по контролю за подготовкой и подписанием ответов потребителей и осуществление иных организационно-распорядительных функций в ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети", является надлежащим субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 16 ноября 2015 года не верно указано время совершения правонарушения, не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что должностным лицом в адрес заявителя направлен ответ в установленные законом сроки.
Ссылка в жалобе на малозначительность правонарушения, в связи с тем, что Бубнов А.П. своими действиями не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, несостоятельна.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав вышеуказанного административного правонарушения является формальным и образуется в результате нарушения лицом установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
С учетом характера состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, который выражен в пренебрежительном отношении субъекта к конституционному праву гражданина на обращение, оснований для освобождения заместителя генерального директора ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" Бубнова А.П. от административной ответственности по признакам малозначительности не имеется.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 5.59 КоАП РФ. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности, не нарушены.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы представителя Бубнова А.П. - Киновой А.Г. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, заместитель председателя Верховного Суда Республики Алтай
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N2 Майминского района Республики Алтай от 17 декабря 2015 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай Республики Алтай от 26 февраля 2016 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора - директор ОАО "МРСК Сибири" Горно-Алтайские электрические сети" Бубнова А.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя Бубнова ФИО1 - Киновой ФИО2 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Алтай В.Б. Сарбашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.