Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Щаповой И.А.
при секретаре Сабадашевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 5 апреля 2016 г. гражданское дело по иску Славинской Н. О. к Правительству Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края - Живаевой Т.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от "Дата"г., которым постановлено: заявленные Славинской Н.О. требования удовлетворить частично. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Славинской Н.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м на территории Забайкальского края. В удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края о предоставлении жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Антипенко А.А., судебная коллегия
установила:
Славинская Н.О. "Дата"г. обратилась в суд с названным иском, ссылаясь на следующее. Она, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории "адрес", однако жильем не обеспечена. Уточнив заявленные требования, истица просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору специализированного найма жилого помещения общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м на территории городского поселения "Город Краснокаменск" Забайкальского края (л.д. 2-4, 19).
Суд постановилприведенное выше решение об удовлетворении иска (л.д.26-27), об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. По ее мнению, в связи с вступлением в силу 1 января 2013г. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", порядок обеспечения жильем лиц указанной категории изменен. Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013г. N90 для этих целей предусмотрено создание специализированного жилищного фонда края. Решение о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, включенным в список, принимает Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, после чего Департамент государственного имущества и земельных отношений края заключает договоры специализированного найма с лицами, относящимися к упомянутой категории. При этом отсутствует положение о предоставлении благоустроенного жилого помещения площадью не менее "данные изъяты" кв.м., как и вообще не указывается размер площади жилья (л.д.36). При апелляционном рассмотрении дела представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романова Е.В. просила изменить решение суда, исключив указание в резолютивной его части о размере присужденного жилого помещения.
Истец Славинская Н.О., ответчик Правительство Забайкальского края, надлежаще извещенные, не явилась на апелляционное рассмотрение дела. Истец просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Ответчик не ходатайствовал об отложении слушания дела. В силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе. Под интересами законности, как разъяснено п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", понимается необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений, а также в целях социальной защиты; обеспечения права на жилище.
Судебная коллегия проверяет законность решения по настоящему делу в полном объеме, учитывая необходимость проверки правильности применения материального закона в целях обеспечения истицы права на жилище; социальной защиты.
Выслушав представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что ее требование об исключении из резолютивной части решения размера присужденного жилого помещения, не основано на законе. В случае удовлетворения такого требования судебное решение не будет обладать конституционным признаком исполнимости.
По материалам дела установлено, что распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от "Дата"г. N-р Славинская Н.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес" (л.д.6). Славинская Н.О. имеет дочь "данные изъяты", "Дата" года рождения (л.д.14 - копия свидетельства о рождении ребенка). Право истца на обеспечение специализированным жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено по делу и не оспаривается в апелляционной жалобе.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктами 1 и 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от "Дата" N15-ФЗ) устанавливаются условия и порядок обеспечения жильем лиц указанной категории. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма (или членами семьи нанимателя), или собственниками жилых помещений; либо являющихся таковыми, но если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения таким лицам предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, - ранее достижения ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, о которых идет речь, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013г. N90 (ред. от 16.07.2015) "О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края" (пункты 3;7) органом, обязанным предоставлять жилые помещения указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, включенным в соответствующий Список, является Минсоцзащиты Забайкальского края (далее - МСЗН края), принимающее соответствующее решение.
Такой же вывод следует из Приказа МСЗН края от 19 ноября 2015г. N736 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие решения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями" (п.2.2.1).
Решение, о котором идет речь в п. 7 упоминавшегося Порядка является основанием для заключения Департаментом имущества Забайкальского края договора найма специализированного жилого помещения (пункты 16, 17).
Несмотря на то, что названный выше нормативный правовой акт Забайкальского края от 26 февраля 2013г., регулирующий спорные правоотношения, не определяет размер специализированного жилого помещения, подлежащего предоставлению, он содержит указание о применении в этом случае норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; а также установленных санитарных и технических правил и норм, соблюдении иных требований законодательства, предъявляемых к жилому помещению (абзац 2 п. 4).
В п. 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Советом городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" 09 июля 2010г. принято решение N62, устанавливающее такие нормы предоставления - в размере "данные изъяты" кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (абзац 2 пункта 1). Предусмотрено пунктом 2 предоставление на состав семьи из одного-двух человек однокомнатной квартиры. При этом не указан размер общей площади такой квартиры.
В то же время, как упоминалось выше, предоставляемое детям-сиротам и лицам из их числа жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Строительные нормы и правила СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (приняты постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 г. N 109), применяемые при предоставлении квартиры с учетом социальной нормы площади жилья в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, предусматривают требования к помещениям квартир (раздел 5; п.5.2). Согласно таблице 5.1 рекомендуемая площадь для помещения с "данные изъяты" жилой комнатой составляет "данные изъяты" кв. м.
Суд первой инстанции своим решением обязал Министерство социальной защиты населения края предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилого фонда края площадью не менее "данные изъяты" кв. м. на территории Забайкальского края, без приведения правового обоснования размера присужденного жилого помещения. К тому же вопреки п.3 ст. 195 ГК РФ, предписывающему суду принимать решение по заявленным истцом требованиям, не мотивировано, почему не удовлетворены требования истца об обеспечении ее специализированным жильем на территории городского поселения "Город Краснокаменск" (л.д.19), а постановлено предоставить квартиру на территории Забайкальского края.
Судебная коллегия полагает обоснованными требования Славинской Н.О. о предоставлении ей жилого помещения по месту жительства. Согласно п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства края 26 февраля 2013г. N13, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из их числа по месту их жительства. В случае отсутствия жилых помещений в населенном пункте, где проживают лица указанной категории, с их согласия жилье им предоставляется в ином населенном пункте в границах муниципального района, на территории которого находится место их жительства.
С учетом приведенных выше правовых и технических норм, подлежащих применению к возникшему спору, Славинская Н.О. имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее "данные изъяты" кв. м. на территории городского поселения г. Краснокаменска. В связи с этим судебное решение в части размера присуждаемого жилого помещения и населенного пункта подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 3 февраля 2016 года изменить в части размера предоставляемого жилого помещения и населенного пункта. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Славинской Н. О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м на территории городского поселения "Город Краснокаменск" Забайкальского края. В остальной части решение оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Председательствующий: Т.М. Ревенко
Судьи: А.А. Антипенко
И.А. Щапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.