Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
судей Антипенко А.А., Михеева С.Н.
при секретаре Голиковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 28 апреля 2016 года гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности к устройству и оборудованию скотомогильников, обязании признать право собственности,
по апелляционному представлению и.о. межрайонного прокурора Андреева Н.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от "Дата", которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности к устройству и оборудованию скотомогильников, обязании признать право собственности отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Антипенко А.А., судебная коллегия
установила:
Иск прокурора обоснован следующими обстоятельствами. Прокурорской проверкой установлено, что на территории Шилкинского района с.Усть-Теленгуй, с.Размахнино имеются места для захоронения трупов животных (нетиповые скотомогильники), которые не числятся в реестре муниципальной собственности и не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям. Уточнив исковые требования, прокурор просил признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории Шилкинского района в 1000 метрах в северном направлении от с.Усть-Теленгуй и в 1000 метрах в северо-восточном направлении от с.Размахнино; обязать Правительство Забайкальского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов; обязать Правительство Забайкальского края признать право собственности Забайкальского края на скотомогильники, расположенные в 1000 метрах в северном направлении от с.Усть-Теленгуй и в 1000 метрах в северо-восточном направлении от с.Размахнино Шилкинского района Забайкальского края (л.д. 3-6, 19-22).
Суд постановилприведенное выше решение (л.д. 34-35), об отмене которого просит в апелляционном представлении и.о. межрайонного прокурора Андреев Н.А., ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Оспаривает вывод суда о том, что Правительство Забайкальского края не является собственником спорных объектов и не может нести бремя их содержания. Указывает, что согласно ст.ст.5,6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и п. ст.2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и её субъекты, это является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу пп.49 п.2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов организации на территории субъекта мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N2284 приватизация скотомогильников запрещена, поэтому вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и ее субъекты. Учитывая изложенное, закон не предусматривает нахождение скотомогильников в собственности органов местного самоуправления. Согласно п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены 4 декабря 1995г.) ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. К полномочиям органов местной администрации в силу п.5.1 данных правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Отказывая в иске, суд ссылается на то, что выявленные объекты не представляют сложное техническое сооружение, соответствующее требованиям ветеринарно-санитарных правил. Однако именно в связи с этим и необходимостью приведения скотомогильников в надлежащее состояние прокурор обратился в суд с иском (л.д. 38-40).
Проверив материалы дела, заслушав прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Дъячкову Ж.В., поддержавшую доводы апелляционного представления прокурора, выслушав представителя Правительства Забайкальского края Снежевского П.В., возражавшего против его удовлетворения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в иске о признании бездействия Правительства края незаконным. Что касается решения суда об отказе в иске прокурора об обязании Правительства края признать право собственности на скотомогильники, то оснований для его отмены не усматривается.
Материалы дела подтверждают, что на территории сельского поселения "Размахнинское" имеется скотомогильник (в 2,5 км от села "Размахнино"), который в реестре не числится; права сельского поселения "Размахнинское" на земельный участок для скотомогильника зарегистрированы (л.д.7). Из акта Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 10.11.2015 следует, что на земельном участке в пади Зевина, расположенном в 1 км от с. Размахнино, расположена биотермическая яма, представляющая собой металлическую емкость без крышки. Ограждение выполнено из жердей, требует ремонта, как и навес. Оканавливания внутри ограждения нет, балансодержателя нет (л.д.8). На указанный скотомогильник (биотермическую яму) заведена ветеринарно-санитарная карточка N7, из которой видно, что площадь скотомогильника - 64 кв. м., первое захоронение биологических отходов было в 2002г.(л.д.13-14). В дело представлена копия свидетельства о государственной регистрации права от 18.06.2014 на земельный участок, расположенный в 2,5 км на север от с. Размахнино, из которого усматривается, что участок предоставлен в бессрочное постоянное пользование администрации сельского поселения "Размахнинское" для эксплуатация и обслуживания скотомогильника на основании постановления Главы администрации муниципального района "Шилкинский район" от 27.05.2014 N797 (л.д.30).
Администрация сельского поселения "Усть-Теленгуйское" подтвердила, что имеется скотомогильник (в 1000 метрах на северо-запад от села Усть-Теленгуй), который в реестре муниципальной собственности не числится (л.д. 9). Акт Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, составленный в с. Усть-Теленгуй 10.11.2015, подтверждает, что на земельном участке в пади Зевина, расположенном в 1 км северо-восточнее села, расположена биотермическая яма, представляющая собой металлическую емкость без крышки, частично вкопанную в землю. Ограждение выполнено из жердей, требует ремонта. Навес, оканавливание внутри ограждения отсутствует. Балансодержателя нет (л.д10). На указанный скотомогильник (биотермическую яму) заведена ветеринарно-санитарная карточка N4, из которой видно, что площадь скотомогильника - 90 кв. м., первое захоронение биологических отходов было в 2002г.(л.д.11-12). Постановлением администрации муниципального района "Шилкинский район" от 03.06.2014 N857А утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,8 га для размещения скотомогильника. Земельный участок расположен в 1500 м. от села Усть-Теленгуй по направлению на северо-запад (л.д.31).
Отказ в удовлетворении требований прокурора суд мотивирует тем, что объекты, о которых идет речь в исковом заявлении, не являются скотомогильниками, они не зарегистрированы как недвижимое имущество; это места несанкционированного захоронения биологических отходов, а закон не возлагает на субъект Российской Федерации обязанность в месте выявления несанкционированного захоронения возводить скотомогильник. В обоснование отказа в иске также указано на отсутствие доказательств принадлежности спорных объектов захоронения Забайкальскому краю, в связи с чем, ответчик не может нести бремя их содержания. Суд принял во внимание, что земельные участки для размещения скотомогильников находятся в пользовании сельских поселений, на территории которых и находятся несанкционированные захоронения биологических отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания п.п. 49 п. 2 статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Изложенные нормы указывают на то, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются его расходным обязательством.
Согласно п.5.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (действуют в редакции от 16.08.2007; зарегистрированы в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005), выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Правилами установлен запрет на размещение указанных скотомогильников в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах (п.5.2).
Как усматривается из материалов дела, скотомогильники в с. Усть-Теленгуй и с. "Размахнино", расположены на земельных участках, специально отведенных в установленном порядке сельским поселениям для их размещения. Скотомогильники являются действующими, первое захоронение произведено в 2002г., на них заведены ветеринарно-санитарные карточки.
На обстоятельства, перечисленные в упоминавшихся Ветеринарно-санитарных Правилах, которые бы препятствовали размещению скотомогильников (биотермических ям) в указанных выше местах, ответная сторона не ссылается.
С учетом этих обстоятельств нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в иске прокурора идет речь не о скотомогильниках, а о несанкционированных местах захоронения биологических отходов. Соответственно отклоняется, как несостоятельный, довод ответчика о том, что нельзя возложить на ответную сторону обязанности по содержанию несанкционированного места захоронения биологических отходов и возвести в указанном месте скотомогильник.
Анализируя возражения на иск (л.д.25-29;33), судебная коллегия полагает, что ответчик, по сути, не оспаривает того, что не предпринимал мер по оборудованию и содержанию скотомогильников, о которых идет речь в исковом заявлении прокурора, как и мер по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями. Данных и доказательств в подтверждение выполнения обязанности по оборудованию (содержанию) скотомогильников, в отношении которых прокурором предъявлено требование, ответчиком вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с утверждением ответчика о том, что органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, на которых, по его мнению, расположены не скотомогильники, а несанкционированные объекты захоронения биологических отходов, обязаны их ликвидировать (провести рекультивацию) в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 закона N137-ФЗ. Как упоминалось выше, материалами дела подтверждено отведение земельных участков для размещения скотомогильников, как и их использование для захоронения биологических отходов с 2002г.
Оснований для возложения обязанности по содержанию и оборудованию скотомогильников, в отношении которых прокурор заявил иск, на иное лицо, не имеется. Балансодержателей спорных скотомогильников нет. Иное не подтверждено.
Учитывается, что у органов муниципального образования отсутствуют полномочия на расходование муниципальных средств на содержание не принадлежащих им скотомогильников (биотермических ям). Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от "Дата"г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органу местного самоуправления субъектом РФ также не передавались.
На уровне субъекта РФ Главой Администрации Читинской области принято Постановление от 06.09.1999 N990 "О мерах профилактики сибирской язвы", которым рекомендовано главам муниципальных образований, города Читы совместно с заинтересованными ведомствами и учреждениями обеспечить строительство новых и приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями имеющихся убойных пунктов (площадок) и скотомогильников согласно приложению; а Комитету по финансам администрации области осуществлять своевременное финансирование противоэпизоотических мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Приложением предусмотрено задание по строительству типовых и приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями имеющихся ветеринарных объектов на 1999 - 2001г.г. В частности, в Шилкинском районе запланировано строительство 11 скотоубойных площадок и 13 скотомогильников.
Постановлением Администрации Читинской области от 8 октября 2002г. N228-А/П обращено внимание руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований на недостаточную работу по организации исполнения упомянутого постановления N990, рекомендовано им совместно с заинтересованными ведомствами и учреждениями разработать и утвердить комплексный план мероприятий по профилактике заболевания сибирской язвой животных и людей, предусмотрев при этом выполнение задания на строительство типовых скотомогильников и скотоубойных площадок в 2003-2005 гг. (приложение). Применительно к Шилкинскому району предусмотрено 13 скотомогильников и 11 скотоубойных площадок. При этом Комитету по финансам Читинской области предписано своевременно финансировать проведение противоэпизоотических мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Ответная сторона признает, что расходное обязательство и полномочие субъекта РФ, о котором идет речь по данному делу, не финансировалось, бюджетные средства на исполнение указанных выше заданий по строительству скотомогильников муниципальным районам не передавались, в том числе и Шилкинскому району. При этом представитель ответчика, ссылаясь на частичное исполнение заданий по строительству скотомогильников и скотоубойных площадок в Шилкинском районе не за счет областного бюджета, а за счет средств общественного экологического фонда, не указывает, что в их число входят спорные скотомогильники. Приведенные сведения не подтверждены.
Возражая против иска, представитель ответчика указал, не представляя доказательств, что в рамках краевой программы "Охрана окружающей среды", принятой Постановлением Правительства края 10.04.2014 N188, в 2014г. на специально отведенном земельном участке построен на территории городского поселения "Могойтуйское" скотомогильник, на который зарегистрировано право муниципальной собственности. Указанные сведения к возникшему спору о лицах, обязанных оборудовать (содержать) скотомогильники, расположенные в Шилкинском районе, отношения не имеют.
Ненадлежащее состояние скотомогильников, которые ни за кем не закреплены, создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, угрозу опасных последствий для природы в целом. Ответственность за устройство, санитарное оборудование спорных скотомогильников, как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, т.е. для осуществления полномочия субъекта Российской Федерации, может быть возложена на Правительство Забайкальского края. Одним из способов защиты права в силу ст. 12 ГК РФ является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таком положении и правовом регулировании, когда доказано бездействие ответной стороны, имеются основания для присуждения ответчику к исполнению обязанностей по содержанию и оборудованию скотомогильников, входящих в полномочие субъекта РФ, не переданное органам местного самоуправления.
В то же время судебная коллегия считает, что не имеется предусмотренных законом оснований для возложения на Правительство края обязанности признать право собственности на скотомогильники, о которых идет речь в иске прокурора, как и принять судебный акт о признании права собственности на них за Правительством Забайкальского края. В удовлетворении этой части исковых требований суд правомерно отказал.
Отсутствуют императивные нормы права, предписывающие нахождение скотомогильников только в собственности субъекта РФ. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993г. N2284 о запрете приватизации скотомогильников, на который имеется ссылка в апелляционном представлении, такого однозначного положения не содержит. В соответствии с п.п. "ц" п.2 ст. 26.11 упоминавшегося выше закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Эта норма также не носит императивного характера. На другие основания приобретения права собственности, предусмотренные Главой 14 ГК РФ, прокурор не ссылается и они из материалов дела не усматриваются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить в части. Решение Центрального районного суда г. Читы от 9 февраля 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Забайкальского края. Принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории Шилкинского района в 1000 метрах в северном направлении от с.Усть-Теленгуй и в 1000 метрах в северо-восточном направлении от с.Размахнино Шилкинского района Забайкальского края; обязать Правительство Забайкальского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Т.М. Ревенко
Судьи: А.А. Антипенко
С.Н. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.