Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Усольцевой С.Ю.
судей краевого суда Доржиевой Б.В., Казакевич Ю.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 апреля 2016 года гражданское дело по иску Субботина Н. В. к МБОУ "Кыкерская СОШ", Администрации муниципального района "Тунгокоченский район" о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебряковой А.Ю.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 28 января 2016 года, которым постановлено исковые требования Субботина Н. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Кыкерская средняя общеобразовательная школа" удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кыкерская средняя общеобразовательная школа" в пользу Субботина Н. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата" по "Дата" в сумме 4.073 руб. и денежную компенсацию морального вреда в размере 100 руб.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Кыкерская СОШ" истцу Субботину Н. В. 4.073 руб. в случае их недостаточности у МБОУ "Кыкерская СОШ".
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кыкерская средняя общеобразовательная школа" в дальнейшем с "Дата" производить начисление и выплату заработной платы истцу при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх минимального размера оплаты труда.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи суда Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Субботин Н.В. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что работает в МБОУ "Кыкерская СОШ" "данные изъяты" с октября 2015 года. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда, нарушает его трудовые права и не соответствует нормам трудового права.
Просил взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата" в сумме 4.073 руб., компенсацию морального вреда в размере 1.000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю. просит решение отменить в части возложения на ответчика обязанности финансирования администрации муниципального района "Тунгокоченский район" денежными средствами для выплаты истцу неначисленной и невыплаченной заработной платы. Ссылается на то, что в соответствии с утвержденным порядком Министерство образования перечисляет деньги бюджету муниципального района, администрация муниципального района распределяет и перечисляет данные средства между конкретными получателями в лице муниципальных образовательных учреждений. Министерство не имеет возможности профинансировать выплату конкретным физическим лицам, либо конкретному муниципальному учреждению.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального района "Тунгокоченский район" Шекунова Н.М. не согласившись с доводами, изложенными в жалобе, просит решение оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились: истец Субботин Н.В., представители ответчиков МБОУ "Кыкерская СОШ", Администрации муниципального района "Тунгокоченский район", Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, извещенные надлежащим образом, не просившие об отложении судебного заседания, не заявившие об уважительности причин неявки. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебной коллегии рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец работает в МБОУ "Кыкерская СОШ" "данные изъяты", его заработная плата состоит из должностного оклада, районного коэффициента - 50% и северной надбавки - 50%. При этом размер его заработной платы составляет менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права, исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ, не допустил нарушений процессуальных норм и пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата начислялась истцу в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
Положения трудового законодательства, такие как ст.ст.129, 133, 133.1, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Определяя систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 315-317 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцу в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение подлежит отмене в части возложения обязанностей на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, судебной коллегией не может быть принят, исходя из следующего.
Возлагая обязанность по финансированию расходов муниципального образовательного учреждения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм ст.8 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года N123 "Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края").
При этом ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2014 года N718 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" не может быть принята, поскольку названный нормативный акт не освобождает Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от обязанности в пределах предоставленных ему полномочий осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников образовательных муниципальных учреждений.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод жалобы о том, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеет возможности профинансировать выплату заработной платы конкретному муниципальному учреждению, исходя из следующего.
В соответствии с нормами Постановления Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2014 года N718 субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, а не конкретным учреждениям образования (п.3 указанного постановления).
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года N1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Субвенции местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п.1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22) - в данном случае Администрация муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края.
Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по финансированию администрации муниципального района денежными средствами для выплаты истцу заработной платы подлежит изменению в связи с нарушением норм материального права в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
На Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами выплату истцу Субботину Н.В. заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ "СОШ" в установленном порядке, за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 28 января 2016 года в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края изменить.
Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами выплату заработной платы истцу Субботину Н. В. в случае недостаточности у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кыкерская средняя общеобразовательная школа" в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебряковой А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.