Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей Р.Г. Гайнуллина, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания Л.Н. Абдрахмановой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х.Хисамова гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 08 июля 2015 года. Этим решением постановлено:
исковое заявление В.П. Павлова удовлетворить.
Установить факт, что земельный (лесной) участок, с кадастровым номером ... , площадью 0,3 га образовался из земельного (лесного) участка с кадастровым номером ... площадью 1,5 га.
Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан вынести решение о разделе земельного (лесного) участка с кадастровым номером ... с сохранением исходного земельного участка, выделив земельный участок, с кадастровым номером ... площадью 0,3 га.
Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратиться за регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной (земельный) участок, площадью 0,3 га, с кадастровым номером ...
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Н.Б. Савченко в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения В.П. Павлова против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
В.П. Павлов обратился к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, Федеральному агентству по управлению Федеральным имуществом, Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан с исковыми требованиями об установлении факта образования земельного участка из участка лесного фонда, возложении обязанностей вынести решение о разделе земельного (лесного) участка с кадастровым номером ... с сохранением исходного земельного участка, выделив земельный участок, с кадастровым номером ... площадью 0,3 га. и обратиться за регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной (земельный) участок, площадью 0,3 га, с кадастровым номером ...
В обоснование указывал, что в 1989 году истцу Заинским леспромхозом был предоставлен земельный участок для ведения пчеловодства, площадью 0,3 га, расположенный по адресу: "адрес", Заинский муниципальный район, ГБУ "Заинское лесничество", Заинское участковое лесничество, квартал 30. С этого времени он пользуется данным земельным участком, занимается пчеловодством. В связи с изменением правил пользования указанным земельным участком истец обратился в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование.
На основании распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан "О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование" ... от 04.06.2009 г., ГБУ "Заинское лесничество" поручено совместно с истцом принять участие в работе комиссии по выбору лесного участка, составлению акта выбора лесного участка и акта натурного технического обследования для последующего предоставления в безвозмездное срочное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодства).
20 мая 2011 года между истцом и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан был заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком ... По указанному договору истцу был предоставлено во временное пользование лесной участок, площадью 0,3 га, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: "адрес" выдел 17 ч., сроком на 10 лет. После заключения договора, В.П. Павловым было произведено межевание предоставленного в безвозмездное срочное пользование земельного участка с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ...
После проведения межевания в процессе регистрации права безвозмездного срочного пользования выяснилось, что межевание было проведено не точно, поскольку землеустроительная документация не содержит сведений об образовании земельного участка, площадью 0,3 га из земельного участка, площадью 1,5 га с кадастровым номером ... , площадью 1,5 га, расположенного в выделах 9,17 квартала 30 Заинского участкового лесничества ГБУ "Заинское лесничество", поставленного на учет в государственном лесном реестре под номером ... на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В связи с этим, истцу Управлением Росреестра по Республике Татарстан было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об установлении факта образования земельного участка, площадью 0,3 га с кадастровым номером ... из участка лесного фонда, с кадастровым номером ... в целях внесения записи в государственный кадастр недвижимости сведений о предыдущем кадастровом номере ... предоставленного истцу земельного участка.
В судебном заседании В.П. Павлов исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом указывается, что истец в своих требованиях необоснованно обратился к судебной защите своих прав, доказательств нарушения которых суду не представил. Кроме того указывается, что заявленные истцом исковые требования к нескольким ответчикам были необоснованно удовлетворены судом первой инстанции к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, в компетенцию которого совершение возложенных судом действий не входит.
В.П. Павлов и Управление Росреестра по Республике Татарстан в возражениях на апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления и отсутствие оснований для его отмены.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Н.Б. Савченко доводы апелляционной жалобы поддержала.
В.П. Павлов возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Положения статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре, согласно пункту 1 статьи 16 которого кадастровый учет проводится в том числе в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, а также в случае изменения уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в настоящем Законе сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 2, 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом РФ или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения В.П.Павлова, что подтверждается ответом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 04 июня 2009 года Nгр-231/04-227 "О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование", ГБУ "Заинское лесничество" совместно с В.П.Павловым поручено принять участие в работе комиссии по выбору лесного участка, предоставлению акта выбора лесного участка и акта натурного технического обследования для последующего предоставления в безвозмездное срочное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодство) (л.д.16-17).
Согласно договору безвозмездного срочного пользования лесным участком ... от 20 мая 2011 года, заключенному между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и В.П. Павловым, истцу в безвозмездное срочное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,3 га, расположенный по адресу: "адрес", выдел 17 ч. (л.д.12-15).
15 марта 2012 года предоставленный истцу на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером ... , что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15 марта 2012 года (л.д.20).
07 октября 2014 года В.П. Павлов обратился за государственной регистрацией указанного выше договора безвозмездного срочного пользования предоставленного ему участка, расположенного по адресу: "адрес", выдел 17 ч., с кадастровым номером ... Государственная регистрация была приостановлена на основании заявления В.П. Павлова, а в последующем была прекращена также на основании его заявления, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 14 ноября 2014 года ... и отзывом Управления Росреестра по Республике Татарстан по делу (л.д.19, 44-46).
Из материалов дела также следует и сторонами не оспаривается, что лесной участок, предоставленный истцу с кадастровым номером ... в государственном лесном реестре учтен под номером ... , выдан план лесного участка от 14 июня 2011 года, при этом предыдущий номер учетной записи участка в государственном лесном реестре ... подлежит исключению (л.д.20-22).
На лесной участок, учтенный в лесном реестре под номером ... (с условным номером ... ) осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ... (л.д.18).
Как следует из ответа заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, лесной участок с кадастровым номером ... образовался из лесного участка с кадастровым номером ... , на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д.8-9).
При этом в государственном кадастре недвижимости предыдущий кадастровый номер участка с кадастровым номером ... не указан.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ... , площадь участка 3000 кв.м, разрешенное использование для ведения сельского хозяйства (пчеловодство), площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт образования земельного участка, площадью 0,3 га с кадастровым ... из земельного участка площадью 1,5 га с кадастровым номером ... подтверждается материалами дела, а обязанность принятия решения об образовании земельного участка и регистрации права собственности Российской Федерация на него законом возложена на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается.
При этом судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционной жалобы Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан ввиду следующего.
Согласно материалам настоящего дела обращение В.П. Павлова в суд с рассматриваемыми требованиями в первую очередь преследует цель регистрации договора безвозмездного срочного пользования земельного участка с кадастровым номером ... , на котором В.П. Павлов осуществляет пчеловодство, что никем из лиц участвующих в деле не оспаривается.
Для осуществления деятельности, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... что отвечает требованиям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации В.П. Павлову необходим участок площадью 0,3 га, фактически являющийся, по утверждениям истца, частью участка лесного фонда с кадастровым номером ... площадью 1,5 га, относящийся к федеральной собственности в силу прямого указания закона (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером ... является частью участка лесного фонда с кадастровым номером ... площадью 1,5 га Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по делу не оспаривается.
Как указывал В.П. Павлов в обоснование заявленных им требований, площадь и координаты с кадастровым номером ... площадью 0,3 га определены в результате землеустроительных работ, проведенных за счет средств истца. На основании подготовленных в соответствии с ответом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 04 июня 2009 года ... "О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование", ГБУ "Заинское лесничество" совместно и В.П.Павловым актом выбора лесного участка и актом натурного технического обследования и утвержденной Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан 14 июня 2011 года карты схемы расположения и границы предоставляемого истцу участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера ... , о чем выдан, как указано выше, кадастровый паспорт от 15 марта 2012 года ... с указанием на временный характер внесенных в реестр сведений.
По смыслу приведенных выше положений закона за государственной регистраций права на образованный в результате раздела земельный участок может обратиться не только уполномоченный орган публичной власти, но и иные лица, которым такой участок предоставлен в пользование в соответствии с установленным порядком.
После такой регистрации в соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
В соответствии с пунктом 21 Приказа Росрегистрации от 19.11.2007 года N255 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними" в соответствии с частью 3 статьи 4.3 Закона государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На государственную регистрацию договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка в составе земель лесного фонда, приведенного в соответствие с Лесным кодексом, представляются:
заявление сторон (стороны) договора о государственной регистрации договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка (пункт 1 статьи 16, пункт 1 статьи 26 Закона о регистрации);
подлинник договора аренды (договор безвозмездного срочного пользования) лесного участка, заключаемого в простой письменной форме, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках или подлинник нотариально удостоверенного договора аренды (безвозмездного срочного пользования) лесного участка, а также его копия;
подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса). Представление указанных планов не требуется, если кадастровый план лесного участка или план лесного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов;
подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка (пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации), и его копия;
подлинники или нотариально удостоверенные копии (для предъявления) и копии (для помещения в дело правоустанавливающих документов) учредительных документов юридического лица, документов, подтверждающих факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о юридическом лице, о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридических лиц, об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, документа, подтверждающего постановку юридического лица на налоговый учет (если стороной договора является юридическое лицо) (пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации, пункт 18 Правил ведения ЕГРП).
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора испрашиваемый В.П. Павловым земельный участок с кадастровым номером ... площадью 0,3 га, был поставлен на кадастровый учет, то у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что права В.П.Павлова в такой ситуации нарушаются неправомерным уклонением ответчика от раздела спорного участка и последующей регистрации права собственности на него.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что законность постановки на кадастровый учет участка с кадастровым номером ... не является предметом настоящего спора, а возражений по поводу границ и площади данного участка со стороны Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по делу не заявлено.
Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости в отношении участка с кадастровым номером ... , не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора и не препятствует заключению в отношении спорного земельного участка договора безвозмездного срочного пользования.
Более того, положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" относительно временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о постановке на учет образованного объекта недвижимости не распространяются на земельные участки в случаях, когда право собственности на такие участки считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что после обращения 07 октября 2014 года В.П. Павлова в Управление Росреестра по Республике Татарстан обратился за государственной регистрацией указанного выше договора безвозмездного срочного пользования земельного участка с кадастровым номером ... , государственная регистрация была приостановлена, а затем прекращены на основании заявлений В.П.Павлова. Доказательств наличия решения Управления Росреестра по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования В.П. Павловым суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку факт нарушения законных прав и охраняемых интересов В.П. Павлова не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения настоящего спора, то заявленные им требования не подлежали удовлетворению в силу положения части 1 статьи 3 ГПК Российской Федерации, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В то же время судебная коллегия также считает необходимым указать, что не имеют решающего значения для правильного рассмотрения спора имеющиеся между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом разногласия по вопросу о полномочиях отдельных органов публичной власти (федерального или регионального уровня) по формированию лесных участков и согласованию их границ. Соответственно указанный довод апелляционной жалобы судебной коллегии отклоняется с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером ... на момент рассмотрения настоящего спора уже был поставлен на кадастровый учет и передан в безвозмездное срочное пользование В.П. Павлову.
Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований В.П. Павлова.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 пунктами 1,4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 08 июля 2015 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований В.П. Павлова к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан об установлении факта образования земельного участка из участка лесного фонда, возложении обязанностей вынести решение о разделе земельного (лесного) участка с кадастровым номером ... с сохранением исходного земельного участка, выделив земельный участок, с кадастровым номером ... площадью 0,3 га. и обратиться за регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной (земельный) участок, площадью 0,3 га, с кадастровым номером ... , отказать.
Апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.