Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.
судей Негрий Н.С., Боташевой М.М.
при секретаре судебного заседания Сайпутдиновой Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к Гаппоеву Р.М., администрации Даусузского сельского поселения Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительной записи о праве в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним, снятии с кадастрового учета земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок, признании недействительным постановления Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года, признании недействительной записи в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года
по апелляционной жалобе истца - Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики на решение Зеленчукского районного суда КЧР от 18 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Боташевой М.М., объяснения представителя истца Управления лесами КЧР - Борлакова С.Л., действующего на основании доверенности N ... от 16 марта 2016 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР, Управление лесами КЧР обратились в суд с иском к Гаппоеву Р.М. о признании недействительной записи о праве в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, "адрес" В обоснование иска указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, собственником лесных участков на территории Карачаево-Черкесской Республики является Российская Федерация в лице Территориального управления Росимушества в КЧР. Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков на территории КЧР в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов в пределах своих полномочий осуществляет Управление лесами КЧР. Первоисточниками информации, подтверждающими отнесение земельных участков к лесному фонду, являются проекты организации и развития лесного хозяйства (таксационное описание), планы лесных насаждений карты - схемы лесничеств. На основании Лесного кодекса Российской Федерации в 2004 году была осуществлена регистрация лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики в собственность Российской Федерации, что подтверждается записью в ЕГРП и Свидетельством о государственной регистрации права. Истцам стало известно, что в отношении лесного участка, расположенного на территории РГКУ "Зеленчукское лесничество" имеется запись об обременении правами физического лица. Согласно выписке из ЕГРП Гаппоеву Р.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N ... площадью N ... кв.м., расположенный по адресу: КЧР "адрес", категория земли - земли населенных пунктов. Данный земельный участок представляет собой земли государственного лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. На момент регистрации данный земельный участок относился к категории земель - земли лесного фонда и из состава земель лесного фонда не исключался, что подтверждается записью в ЕГРП от 28 июня 2004 года за N ... и проектом организации и развития лесного хозяйства Зеленчукского лесхоза (материалы лесоустройства) на землях лесного фонда на территории КЧР. Орган государственного кадастра при постановке земельных участков на кадастровый учет также допустил нарушение прав Российской Федерации, не сопоставив данные о земельном участке со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, не предпринял никаких действий для устранения информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, отличной от сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, путем исправления кадастровых и иных технических ошибок, уточнения границ ранее учтенных земельных участков. С учетом дополнений исковых требований истцы просили истребовать земельный участок из чужого незаконного владения; признать недействительным зарегистрированное право собственности Гаппоева P.M. на земельный участок, запись в ЕГРП за N ... от 3 июля 2008 года; признать недействительным постановление Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года; признать недействительной запись в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года.
Определением Зеленчукского районного суда КЧР от 08 декабря 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Даусузского сельского поселения.
В судебном заседании представить истца Управления лесами КЧР Каитова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям указанным в иске и дополнении к нему.
Представить истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР, извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик Гаппоев P.M., содержащийся в местах лишения свободы, в ходе видеоконференц-связи иск не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительных ходатайств не заявлял и дополнений к позиции не представил.
Представитель соответчика администрации Даусузского СП, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении дела ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица администрации Архызского СП, будучи надлежащем образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении дела ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении дела ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики - Алботов Р.Н-М. в судебном заседании, оставив разрешение иска на усмотрение суда, пояснил, что признание недействительным постановления Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года, означает автоматическое снятие с регистрационного учета оспариваемого участка.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц (ст. 167ГПК РФ).
Решением Зеленчукского районного суда КЧР от 18 января 2016 года в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к Гаппоеву Р.М., о признании недействительной записи о праве в ЕГРП за N ... от 03 июля 2008 года, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N ... , об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным зарегистрированного права собственности Гаппоева P.M. на земельный участок, признании недействительным постановления Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года, признании недействительной записи в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года - отказано.
В апелляционной жалобе истца Управления лесами КЧР ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истцами не представлены доказательства наличия в настоящее время или ранее, на момент приобретения ответчиком земельного участка, какого-либо права на него, в связи с чем, нарушения прав истца действиями ответчика по постановке земельного участка на кадастровый учет не установлено. С такими выводами согласиться нельзя, поскольку судом не принято во внимание то, что правовое регулирование учета лесных участков в составе земель лесного фонда имеет особенности, установленные Лесным кодексом РФ и вводным законом к нему. Статьей 17 ЗК РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В силу пункта 1 статьи 8 ЛК РФ, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно положениям ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка, категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В соответствии со статьей 4.2 вводного закона к ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009г. N365-03, от 12.12.2011г. N 427-ФЗ). Пунктом 3 статьи 4.1. Вводного закона также предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. В обоснование заявленных требований истцы представили суду схему лесного участка, расположенного в РГКУ "Зеленчукское лесничество", Ермоловское участковое лесничество, квартал N ... , части выдела N ... площадью N ... кв.м., с указанием места совершения лесонарушения, выкопировку из лесоустроительного планшета и таксационное описание земельного участка, акты осмотра территории. Однако представленные истцом материалы лесоустройства, судом не приняты во внимание, а в основу решения положено ссылки на ГК РФ. В данном случае истцами была представлена суду лесоустроительная документация, отражающая достоверные сведения о местоположении границ квартала 13, части выдела 8, РГКУ "Зеленчукское лесничество" Ермоловское участковое лесничество и обязанность опровергнуть представленные доказательства и подтвердить расположение спорного земельного участка не на землях лесного фонда, возлагалась на ответчика. Первоисточниками информации, подтверждающие отнесение земельных участков к лесному фонду являются проекты организации и развития лесного хозяйства (таксационное описание), планы лесных насаждений карты - схемы лесничеств. На основании Лесного кодекса РФ в 2004 году была осуществлена регистрация лесного фонда КЧР в собственность Российской Федерации, что подтверждается записью в ЕГРП и Свидетельством о государственной регистрации права. Согласно выписке из ЕГРП за Гаппоевым Р.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N ... площадью N ... кв.м., расположенный по адресу: КЧР "адрес" категория земли -земли населенных пунктов. Данный земельный участок представляет собой земли государственного лесного фонда и является собственность Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью. На основании статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Автор жалобы полагает, что на момент регистрации спорного земельного участка, земельный участок относился к категории земель - земли лесного фонда и из состава земель лесного фонда не исключался, что подтверждается записью в ЕГРП от 28 июня 2004 года за N ... и проектом организации и развития лесного хозяйства Зеленчукского лесхоза (материалы лесоустройства) на землях лесного фонда на территории КЧР. Границы поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N ... с уполномоченным органом в области лесных отношений и собственником не согласовывались. Что касается юридически значимых обстоятельств, то у собственника имеется зарегистрированное право собственности на лесные участки (документ был представлен в суд) задолго до регистрации права собственности ответчика. Даусузское сельское поселение, выдавшее постановление от 23 марта 1998 года и выписку из похозяйственной книги, ни стало оспаривать право Российской Федерации на лесной участок истца, не предприняло никаких мер. Суд не принял во внимания тот факт, что Даусузское сельское поселение не предоставило карт-схем границ поселения, в процессе не доказало факт принадлежности спорного участка к категории земель - земли населённых пунктов и не явилось в судебное заседание. Истец просил решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Управления лесами КЧР - Борлаков С.Л. просил решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцами требований.
Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР, извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик Гаппоев Р.М., содержащийся в местах лишения свободы, извещен о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Даусузского СП, представители третьих лиц - администрации Архызского СП, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении дела ходатайств не заявляли.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц (ст.167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела усматривается, что согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии N ... от 28 июня 2008 года субъектом права на земли гослесфонда, назначение: участок лесного фонда, занятые лесом, площадь N ... га, адрес: КЧР, на территории Зеленчукского, Карачаевского, Урупского административных районов, с кадастровым (условиным) номером N ... , на праве федеральной собственности является Российская Федерация на основании ст.19 ЛК РФ (л.д.16); согласно сведениям из ЕГРП по состоянию на 27 июля 2015 года правообладателем земельного участка площадью N ... кв.м., назначение - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером N ... , расположенного в "адрес", КЧР, является Гаппоев Р.М. на основании выписки из похозяйственной книги N ... л.с. N ... за 1998-2001г.г. (л.д.17, 73-77); согласно акту натурного технического обследования лесного участка от 29 июля 2015 года при обследовании установлено, что участок общей площадью N ... га расположен в защитных лесах-нерестоохранной полосы, РГКУ "Зеленчукског лесничество", Ермоловское участковое лесничество, квартал N ... часть выдела 8 (л.д.11-15).
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции не соответствующим требованиям закона и обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Зеленчукского районного суда КЧР от 18 января 2016 года указанным требованиям закона не отвечает, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением судом первой инстанции норм материального права (п.п. 3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с требованиями ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (п\п. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Часть 2 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ, от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ).
В случае если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В обоснование заявленных требований представитель истца Управления лесами КЧР в суд апелляционной инстанции представил планшет лесоустройства за 1996 год, из которого следует, что с указанного периода времени территория лесного фонда, в том числе квартал 13, выгон 8 Зеленчукского лесхоза Ермоловского участкового лесничества не изменялась; заключение кадастрового инженера ООО "Земля и право" от 11 мая 2016 года, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером N ... расположен целиком в пределах лесного фонда в квартале 13 часть выдела 8.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов о признании недействительной записи о праве в ЕГРП за N ... от 03 июля 2008 года, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N ... , об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным зарегистрированного права собственности Гаппоева P.M. на земельный участок, является неправомерным в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления не вправе был произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов о признании недействительной записи в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года неправомерным, поскольку, исходя из смысла перечисленных правовых норм, распоряжение землями лесного фонда может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Зеленчукского районного суда КЧР от 18 января 2016 года об отказе в удовлетворении требований истцов подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п.п.3.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, как не отвечающее требованиям о законности и обоснованности судебного акта.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении требований истцов о признании недействительной записи о праве в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним за N ... от 03 июля 2008 года, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: КЧР, "адрес", истребовании земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: КЧР, "адрес", из чужого незаконного владения, о признании недействительным зарегистрированного права собственности Гаппоева Р.М. на земельный участок площадью N ... кв.м., расположенный по адресу: КЧР, "адрес", о признании недействительной записи в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года, поскольку перечисленные исковые требования подтверждены представленными стороной истцов, как в суд первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции, доказательствами и материалы дела сведений, опровергающих эти доказательства, не содержат.
В удовлетворении требования истцов о признании недействительным Постановления Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года судебная коллегия полагает необходимым отказать в связи с тем, что, заявляя указанное требование, истцы не представили суду оспариваемое постановление, согласно сведениям администрации Зеленчукского муниципального района КЧР N ... от 17 мая 2016года, поступившим в суд апелляционной инстанции, в постановлениях главы Даусузского сельского муниципального образования за 1998 год постановление от 23 марта 1998 года не значится.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца - Управления лесами КЧР обоснованными, решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истцов частично.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленчукского районного суда КЧР от 18 января 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики к Гаппоеву Р.М., администрации Даусузского сельского поселения Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительной записи о правах Гаппоева Р.М. в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним за N ... от 03 июля 2008 года, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: КЧР, "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, право собственности Гаппоева Р.М. истребовании земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, "адрес" из чужого незаконного владения, признании недействительным зарегистрированного права собственности Гаппоева Р.М. на земельный участок, расположенный по адресу: КЧР, "адрес", запись в ЕГРП N ... от 03 июля 2008 года, признании недействительным постановления Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года, признании недействительной записи в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года - удовлетворить частично.
Признать недействительной запись о правах Гаппоева Р.М. в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним за N ... от 03 июля 2008 года;
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м., расположенный по адресу: КЧР, "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, право собственности Гаппоева Р.М.;
- истребовать земельный участок, расположенный по адресу: КЧР, "адрес", площадью N ... кв.м., из чужого незаконного владения;
- признать недействительным зарегистрированное право собственности Гаппоева Р.М. на земельный участок, расположенный по адресу: КЧР, "адрес", запись в ЕГРП N ... от 03 июля 2008 года;
- признать недействительной запись в похозяйственной книге N ... л.с. за 1998-2001 годы от 23 марта 1998 года.
В удовлетворении требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным постановления Даусузского сельского муниципального образования от 23 марта 1998 года - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.