Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Козиной Р.В. на вступившие в законную силу постановление N 170062 заместителя главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору от 21 июля 2015 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 04 сентября 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального общеобразовательного учреждения "Теченская средняя общеобразовательная школа" - Козиной Р.В.,
установил:
постановлением N 170062 заместителя главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору Т. В.В. от 21 июля 2015 года директор Муниципального общеобразовательного учреждения "Теченская средняя общеобразовательная школа" (далее МОУ Теченская СОШ) - Козина Р.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 04 сентября 2015 года указанное постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД N 17 по пожарному надзору оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановления, Козина Р.В. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам
либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что в период с 08 июня 2015 года по 02 июля 2015 года на основании распоряжения государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору от 29 мая 2015 года N 85 проведена плановая выездная проверка юридического лица МОУ Теченская СОШ по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МОУ Теченская СОШ, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Теченский, ул. Школьная, д. 17.
Копия распоряжения вручена законному представителю МОУ Теченская СОШ Козиной Р.В. в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке 03 июня 2015 года.
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 17 по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение ст. ст. 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент); Свода правил СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы п. п. 4.2.1, 8.1.12 при ширине эвакуационных выходов с первого и второго этажей здания в лестничную клетку, расположенную в левом крыле здания, менее чем 1,2 метра (0,8 м.), единовременное пребывание на каждом из этажей школы составляет более 50 человек;
- в нарушение ст. ст. 4, 6, 89 Технического регламента, Свода правил СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы п. п. 4.2.1, 8.1.12 при ширине эвакуационных выходов из спортзала наружу менее чем 1,2 м. (0,9м), единовременное пребывание людей в помещении спортзала составляет более 50 человек. Документы,
подтверждающие ограничение единовременного пребывания людей в помещении спортзала отсутствуют;
- в нарушение п.61 Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года ППР РФ не обеспечено исправное состояние элементов системы противопожарной защиты объекта - автоматической пожарной сигнализации, расположенных в тамбуре эвакуационного выхода из спортзала наружу, на одном из дымовых пожарных извещателей отсутствует (снят) корпус;
- в нарушение п.35 Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года ППР РФ, ст. ст. 4, 6, 89 Технического регламента, Свода правил СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы п. п. 4.2.7 запоры на дверях эвакуационного выхода из лестничной клетки, расположенной в левом крыле здания, не обеспечивают возможности свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение ст. ст. 4, 6, 89 Технического регламента, Свода правил СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования (утв. Приказом МЧС РФ от 01.06.2011 N 274) п. 14.4 в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не осуществлен вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделения, ответственные за противопожарную защиту объекта по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации.
- в нарушение ст. ст. 4, 6, 87 Технического регламента, таблица 21, несущие конструкции лестничных маршей лестниц между первым и вторым этажами не имеют требуемого предела огнестойкости конструкций.
По результатам проверки составлен акт N 85 от 02 июля 2015 года, который получен Козиной Р.В. в установленном законом порядке.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении директора МОУ Теченская СОШ Козиной Р.В. государственным инспектором ОНД N 17 по пожарному надзору П.А.А ... составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, N N 225, 226 от 08 июля 2015 года.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора ОНД N 17 по пожарному надзору Т.В.В. 21 июля 2015 года вынесено постановление N 170062 о назначении административного наказания должностному лицу Козиной Р.В. в виде административного штрафа.
Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность директора МОУ Теченская СОШ Козиной Р.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 225 от 08
июля 2015 года (л.д. 16-17); сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 226 от 08 июля 2015 года (л.д. 18-19); актом проверки N 85 от 02 июля 2015 года (л.д. 23-26) и другими материалами дела.
Указанным доказательствам судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: п.п. 1, 2, 5, 6 акта проверки были устранены в самые кротчайшие сроки, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Козиной Р.В. состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписки из приказа по личному составу МОУ Теченская СОШ от 01 ноября 2012 года N 76-К Козина Р.В. назначена директором МОУ Теченская СОШ. Из п. 5.3 Устава МОУ Теченская СОШ следует, что директор МОУ Теченская СОШ несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения.
Исходя из изложенного, директор МОУ Теченская СОШ Козина Р.В. является субъектом ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности, которая предусмотрена КоАП РФ.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте N 85 от 02 июля 2015 года, на момент проверки наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности Козина Р.В. не оспаривала. Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности указанного лица. Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Козиной Р.В. не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих директору МОУ Теченская СОШ Козиной Р.В. своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Устранение нарушений не является безусловным основанием для освобождения виновного лица от административной ответственности, а
может служить смягчающим обстоятельством при назначении административного наказания.
Утверждение в жалобе о том, что нарушения, указанные в п.п. 3, 4 (в акте п.п. 1, 2), не могут быть устранены, поскольку данные требования пожарной безопасности, относятся не к противопожарному режиму эксплуатации здания, а связаны с конструктивными, объемно-планировочными и инженерно-техническими характеристиками, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию потребует их изменения, и указанные требования подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания, а не в процессе его текущей эксплуатации, при этом реконструкция, капитальный ремонт данного здания не производился, несостоятельны.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
В данном случае нарушение требований пожарной безопасности, вмененное Козиной Р.В., выразилось в том, что она как должностное лицо не обеспечила соблюдение требований пожарной безопасности о необходимости соответствия количества единовременного пребывания в помещении людей требованиям о ширине проемов (ст. ст. 4, 6, 89 Технического регламента, Свода правил СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы п. п. 4.2.1, 8.1.12). Требование расширить проемы должностным лицом ОНД N 17 по пожарному надзору Козиной Р.В. не предъявлялось, в акте указано на необходимость ограничения количества единовременного пребывания людей, что в данном случае не связано с конструктивными, объемно-планировочными и инженерно-техническими характеристиками, а связано с противопожарным режимом эксплуатации здания.
Кроме того, в силу ст. 6 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме
выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Несоответствие требований эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, с учетом того, что здание является общеобразовательным учреждением, в котором обучаются несовершеннолетние дети, является тем фактором, который влечет возможную угрозу жизни и здоровью людей (детей) в случае возможного возникновения пожара и невозможности надлежащей эвакуации. Кроме того, безопасность детей в общеобразовательном учреждении в случае возникновения пожара может быть обеспечена только полным соблюдением всех установленных действующим законодательством норм, правил и предписаний, особенно в отношении путей эвакуации, эвакуационных выходов, надлежащее состояние которых обеспечивает необходимое время для эвакуации и нераспространение пожара.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протоколы об административном правонарушении составлены в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, с участием привлекаемого к ответственности лица, в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Копию постановления Козина Р.В. получила лично 24 июля 2015 года.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Козиной Р.В. с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в пределах санкций частей 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Судьей районного дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьей районного суда Козина Р.В. участвовала в судебном заседании, обосновывала свою позицию по делу. Таким образом, Козина Р.В. не была лишена возможности защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений
принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление N 170062 заместителя главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору от 21 июля 2015 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 04 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального общеобразовательного учреждения Теченская средняя общеобразовательная школа - Козиной Р.В. оставить без изменения, жалобу Козиной Р.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Н.В.Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.