Заместитель председателя Челябинского областного суда Аброськина Е.А., рассмотрев жалобу Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад N 2 "Капелька" на вступившие в законную силу постановление N 160069 заместителя главного государственного инспектора ОНД N16 по пожарному надзору от 22 октября 2015 года, решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 ноября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 27 января 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад N 2 "Капелька",
установил:
постановлением N 160069 заместителя главного государственного инспектора ОНД N16 по пожарному надзору Ю.А.Т. от 22 октября 2015 года Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад N 2 "Капелька" (далее - МДОУ ДС N 2 "Капелька") признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ; на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 ноября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 27 января 2016 года решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 ноября 2015 года также остановлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебные акты, законный представитель МДОУ ДС N 2 "Капелька" -Дьякова Н.Б. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам
либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Имущество МДОУ ДС N 2 "Капелька" согласно п. 9 Устава МДОУ ДС N 2 "Капелька" (л.д.37), свидетельства о государственной регистрации права 74 АВ 1451270 от 19.05.2009 года (л.д.40) закреплено за ним на праве оперативного управления.
Из материалов дела следует, что в период с 15 октября 2015 года по 20 октября 2015 года на основании распоряжения N 240 заместителя начальника ОНД N16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 07 октября 2015 года проведена плановая выездная проверка юридического лица МДОУ ДС N 2 "Капелька" по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МДОУ ДС N 2 "Капелька", расположенного по адресу: Челябинская область, г.Кыштым, ул. Садовая, д. 21. Копия распоряжения вручена законному представителю МДОУ ДС N 2 "Капелька" Дьяковой Н.Б. 08 октября 2015 года.
В ходе проведения проверки инспектором ОНД N 16 по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение ст. ст. 32, 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) не обеспечено автоматическое дублирование сигнала системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны; в нарушение ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. ст. 4, 6 Технического регламента, п.п. 1, 33 Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года ППР РФ, п. 4.3 СНиП 31-110-2003 в здании отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение.
По результатам проверки составлен акт N 240 от 20 октября 2015 года, который получен законным представителем МДОУ ДС N 2 "Капелька" Дьяковой Н.Б. в установленном законом порядке 20.10.2015 года.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении МДОУ ДС N 2 "Капелька" государственным инспектором ОНД N 16 по пожарному надзору Е.А.Л ... составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, N/N 494, 495 от 20 октября 2015 года.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора ОНД N 16 по пожарному надзору Юнусовым А.Т. 22 октября 2015 года вынесено постановление N 160069 о назначении административного наказания юридическому лицу МДОУ ДС N 2 "Капелька" в виде административного штрафа.
Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность МДОУ ДС N 2 "Капелька" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтвержден представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 494 от 20 октября 2015 года (л.д. 32-33); сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N 495 от 20 октября 2015 года (л.д. 34-35); актом проверки N 240 от 20 октября 2015 года (л.д. 30-31) и другими материалами дела.
Указанным доказательствам судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. ст. 9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу, не установлено.
Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности указанного лица.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности были устранены в самые кратчайшие сроки, ссылки на то, что МДОУ ДС N 2 "Капелька" является муниципальным дошкольным образовательным учреждением и финансируется из средств бюджета Кыштымского городского округа, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих возможность привлечения юридического лица к административной ответственности, и основанием для отмены состоявшихся по делу решений не являются.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте N 240 от 20 октября 2015 года, на момент проверки МДОУ ДС N 2 "Капелька" не оспаривало.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что МДОУ ДС N 2 "Капелька" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих МДОУ ДС N 2 "Капелька" своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протоколы об административном правонарушении составлены в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Законный представитель юридического лица Дьякова Н.Б. при составлении протоколов принимала участие, копии протоколов получила в установленном порядке.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, с участием законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Копию постановления, законный представитель МДОУ ДС N 2 "Капелька" - Дьякова Н.Б. получила лично 22 октября 2015 года.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Ссылки в жалобе о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращении дела в связи с малозначительностью, не являются основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, юридическим лицом МДОУ ДС N 2 "Капелька" допущены нарушения в области пожарной безопасности в здании, являющимся дошкольным образовательным учреждением, в котором обучаются несовершеннолетние дети, и указанные нарушения являются фактором, влекущим возможную угрозу жизни и здоровью детей в случае возможного возникновения пожара. Кроме того, безопасность детей в образовательном учреждении в случае возникновения пожара может быть обеспечена только полным соблюдением всех установленных действующим законодательством норм, правил и предписаний.
Поскольку нарушения требований пожарной безопасности в местах массового скопления людей могут привести в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций к тяжким последствиям, административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ, не может рассматриваться как малозначительное.
Административное наказание назначено МДОУ ДС N 2 "Капелька" с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, а также ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частей 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5,4.1-4.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьей городского суда законный представитель МДОУ ДС N 2 "Капелька" - Дьякова Н.Б. участвовала в судебном заседании, обосновывала позицию учреждения по делу. При пересмотре дела судьей областного суда законный представитель МДОУ ДС N 2 "Капелька" -Дьякова Н.Б., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась. Таким образом, юридическое лицо МДОУ ДС N 2 "Капелька" не было лишено возможности защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление N 160069 заместителя главного государственного инспектора ОНД N16 по пожарному надзору от 22 октября 2015 года, решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 ноября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 27 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад N 2 "Капелька" оставить без изменения, жалобу Муниципального доиткольного общеобразовательного учреждения Детский сад N 2 "Капелька" - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Е.А. Аброськина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.