Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Давыдовой Т.И., Козиной Н.М.,
Пирожниковой И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 мая 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Ерцкина В.П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области о перерасчете пенсии, индексации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных издержек,
по апелляционной жалобе Ерцкина В.П. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 25 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, пояснения истца Ерцкина В.П., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ответчика Чугуновой О.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерцкин В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области (далее по тексту - УПРФ) о перерасчете пенсии, индексации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных издержек.
В обоснование иска указал, что 24 ноября 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера его страховой пенсии с зачетом в специальный стаж периода службы в армии в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчик произвел перерасчет его пенсии, но с 01 декабря 2015 года, а не с момента вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Тогда он 10 декабря 2015 года вновь подал заявление о перерасчете пенсии, но с 01 января 2015 года, однако ему в этом было
отказано. Просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет его пенсии с 01 января 2015 года с учетом периода службы в армии, полагая, что перерасчет пенсии мог быть осуществлен ответчиком в беззаявительном порядке, также просил взыскать индексацию в размере *** руб. *** коп., денежную компенсацию морального вреда *** руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представители ответчика Леонова М.В. и Чугунова О.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для беззаявительного перерасчета размера страховой пенсии лицам, являющимся до 01 января 2015 года получателями трудовых пенсий. Пояснили, что истец реализовал свое право на перерасчет размера страховой пенсии в ноябре 2015 года, который был произведен с 01 декабря 2015 года по наиболее выгодному для него варианту оценки пенсионных прав исходя из льготного стажа с учетом периода службы в армии по призыву.
Решением суда в удовлетворении иска было отказано.
В апелляционной жалобе истец требует отмены судебного решения в связи с нарушением норм материального права. В обоснование приводит аналогичные доводы, которые были положены им в основу заявленного иска, настаивает на том, что у ответчика при наличии всех необходимых документов в его пенсионном деле для осуществления перерасчета пенсии по требованиям Федерального закона "О страховых пенсиях" имелась возможность в беззаявительном порядке произвести перерасчет его пенсии с 01 января 2015 года.
В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции необоснованно не применил постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое предусматривало возможность включения периода службы в армии в льготный стаж. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, указывает на недопустимость ухудшения условий реализации его права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования. Возможность назначения и перерасчета пенсии лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, за которых работодатели в 2014 году уплачивали страховые взносы, в беззаявительном порядке, по мнению подателя жалобы, допускается на основании данных, имеющихся в распоряжении пенсионного органа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено
материалами дела, решением УПФР с 20 августа 2014 года Ерцкину В.П. на основании его заявления от 28 июля 2014 года была назначена трудовая пенсия по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за работу в особых условиях труда с учетом страхового стажа 26 лет 4 месяца 26 дней, специального стажа 20 лет 6 месяцев 27 дней. Установлен фиксированный базовый размер трудовой пенсии *** руб. *** коп., страховая часть пенсии без ФБР - *** руб. *** коп., итого страховая часть пенсии - *** руб. *** коп. (л.д. 28, 33-34).
В соответствии с результатами расчета специальный стаж истца составил 20 лет 6 месяцев 3 дня, из них: период прохождения военной службы - 1 год 11 месяцев 22 дня, уход за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет после 2002 года - 7 месяцев 26 дней, льготный стаж подземных работ, связанных с вредными условиями труда по Списку N 1 - 17 лет 1 месяц 29 дней (л.д. 32).
24 ноября 2015 года истец обратился в УПФР с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованного лица (л.д. 41).
Распоряжением руководителя УПФР о перерасчете размера пенсии от 27 ноября 2015 года N 178338 Ерцкину В.П. на основании его заявления произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости ежемесячно с 01 декабря 2015 года, страховая пенсия по старости составила *** руб. *** коп., в том числе: страховая пенсия - *** руб. *** коп., фиксированная выплата (с учетом повышения) - *** руб. *** коп. (л.д. 37).
На основании распоряжения УПФР от 15 февраля 2016 года истцу произведен ежемесячный перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01 декабря 2015 года по 31 января 2016 года на основании его заявления, страховая пенсия составила *** руб. *** коп., фиксированная выплата (с учетом повышений) - *** руб. *** коп., общая сумма страховой пенсии по старости - *** руб. *** коп. (л.д. 43).
В соответствии с распоряжением ответчика N 0001 истцу произведен перерасчет страховой пенсии по старости ежемесячно: страховая пенсия увеличена до *** руб. *** коп., фиксированная выплата (с учетом повышения) - *** руб. *** коп., общая сумма назначенных пенсий составила *** руб. *** коп. (л.д. 44).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет страховой пенсии по старости истца произведен с 01 декабря 2015 года на основании его заявления в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом приравненной деятельности -периода службы в армии по призыву с 30 октября 1982 года по 22 октября 1984 года, предусмотренные законом основания для беззаявительного
перерасчета размера страховой пенсии истца с 01 января 2015 года с учетом периода прохождения службы в армии отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 указанного выше Закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Исключения из данного правила предусмотрены, в частности, пунктом 4 этой же статьи, в силу которой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, - со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности на основании документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы; при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
В соответствии с частью пятой указанной статьи перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по
старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Аналогичная правовая норма содержалась в части первой статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17 декабря 2001 года1М 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Между тем, из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости до 01 января 2015 года истец не обращался, без обращения пенсионера с соответствующим заявлением перерасчет его пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может, поэтому предусмотренных законом условий для перерасчета размера его страховой пенсии с указанной даты за прошлое время с учетом периода его службы в армии у суда первой инстанции не имелось.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
При этом согласно части 10 статьи 15 этого же Закона величина
индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:
ИПКс = П / СПКк + НП1 / К / КН
где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 годаЫ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
^?' - сумма коэффициентов, определяемых за каждый
календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12-14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при
определении ^ , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 годаЫ 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;
СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная *** рублям *** копейкам.
Исходя из анализа данных правовых норм в указанной ситуации перерасчет пенсии в беззаявительном порядке был невозможен, поскольку предполагал выбор самого застрахованного лица либо включить период прохождения военной службы в его страховой стаж для определения размера пенсии по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо учесть его при определении величина индивидуального пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии по нормам Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Ерцкина В.П. отказано правомерно.
Довод апелляционной жалобы о возможности перерасчета пенсии ответчиком в беззаявительном порядке по имеющимся в распоряжении пенсионного органа документам с момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с 01 января 2015 года, судебная коллегия отклоняет как основанный на неправильном толковании норм права.
Закон не возлагает на пенсионный орган обязанность в отсутствие соответствующего заявления пенсионера самостоятельно производить перерасчет пенсии, кроме случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Ссылка истца в апелляционной жалобе на наличие в распоряжении пенсионного органа документов, влияющих на размер страховой пенсии, не может быть принята во внимание, учитывая, что данное обстоятельство не изменяет порядка перерасчета пенсии и не освобождает пенсионера от необходимости представления в пенсионный орган заявления о перерасчете размера страховой пенсии с одновременным представлением необходимых для такого перерасчета документов в силу части второй статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы истца о несогласии с решением суда первой инстанции, изложенные в его дополнении к апелляционной жалобе, также не влекут отмену судебного решения. По своей сути они сводятся к тому, что период прохождения истцом военной службы по призыву не включен ответчиком в его специальный стаж для назначения пенсии. Вместе с тем, как это следует из содержания искового заявления и отзыва ответчика, данный период учтен пенсионным органом и перерасчет пенсии истца произведен с 01 декабря 2015 года. Спор между истцом и ответчиком возник из-за даты перерасчета пенсии: истец требует произвести перерасчет с 01 января 2015 года, а не с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о перерасчете пенсии, как произвел ответчик.
Вопреки доводам жалобы нарушения пенсионных прав истца на обеспечение повышения уровня его страховой пенсии со стороны пенсионного органа не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, суд первой инстанции правильно установилвсе значимые обстоятельства дела, дал надлежащую мотивированную оценку всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений
норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерцкина В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.