Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей
при секретаре
Зариповой Ю.С., Смолина А.А., Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Миниха В.А. на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Миниха В.А. к Совету депутатов Коркинского городского поселения об оспаривании решений конкурсной комиссии, Совета депутатов, действий по проведению процедуры избрания главы поселения,
заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, изучив возражения на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миних В.А. обратился в суд с уточненным административным иском к Совету депутатов Коркинского городского поселения о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 12 января 2016 года о результатах конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения в части непризнания Миниха В.А. победителем конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения; о признании незаконной процедуры избрания (выборов) Главы Коркинского городского поселения от 22 января 2016 года Советом депутатов Коркинского городского поселения; о признании незаконным решения Совета депутатов Коркинского городского поселения N 26 от 22 января 2016 года "Об избрании Главы Коркинского городского поселения; об обязании Совет депутатов Коркинского городского поселения провести повторный конкурс по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения.
В обоснование административного иска указал, что Советом депутатов Коркинского городского поселения 24 ноября 2015 года было принято решение N 13 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения", был утверждён
текст объявления о приёме документов для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы поселения. В установленный срок он подал документы на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы поселения, получил уведомление о допуске к участию в конкурсе. 12 января 2016 года он принял участие в конкурсе, где с ним было проведено краткое собеседование, на котором он представил программу работы в должности Главы Коркинского городского поселения. 12 января 2016 года он получил уведомление N 09 от 12 января 2016 года, в котором среди фамилий кандидатов на должность Главы поселения его фамилии не было. Ни в оспариваемом решении, ни во время собеседования ему не были разъяснены причины отказа в признании его победителем конкурса и наделении статусом кандидата на должность Главы Коркинского городского поселения. Считает себя достойным быть кандидатом на должность Главы поселения, так как имеет два высших образования, опыт руководящей работы. Решение конкурсной комиссии нарушает его право быть избранным в орган местного самоуправления, что противоречит статье 32 Конституции Российской Федерации. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселения определяется представительным органом местного самоуправления. Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 26 августа 2015 года N 317 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения, пунктом 6 которого определены полномочия данной комиссии. Перечень полномочий комиссии является исчерпывающим и не содержит указания на возможность комиссии определять победителей конкурса. Кроме того, в Положении о проведении конкурса вообще отсутствуют критерии определения победителей конкурса. В пункте 17 Положения о проведении конкурса говорится о том, что конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании представленных ими документов, а также с учетом конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурса, включая индивидуальное собеседование. Однако право на оценку, не наделяет конкурсную комиссию полномочиями по определению победителей конкурса. Соответственно все претенденты, изъявившие желание участвовать в конкурсе, за исключением тех кандидатов, в отношении которых конкурсная комиссия установилаобстоятельства, препятствующие замещению должности Главы поселения, должны быть предложенными конкурсной комиссией для избрания на должность главы муниципального образования. Иное противоречит общим началам и смыслу законодательства. Считает решение конкурсной комиссии незаконным, так как конкурсная комиссия незаконно не признала его победителем конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения, поэтому ему не присвоили статус кандидата на должность Главы Коркинского городского поселения. В
связи с этим и выборы Главы Коркинского городского поселения, проведенные 22 января 2016 года Советом депутатов Коркинского городского поселения, без его кандидатуры на должность Главы были незаконными. Незаконным также является решение Совета депутатов Коркинского городского поселения N 26 от 22 января 2016 года, принятое по результатам этих выборов. Выборы Главы Коркинского городского поселения от 22 января 2016 года являются незаконными также и потому, что 19 января 2016 года Коркинским городским судом было вынесено определение о принятии мер предварительной защиты по административному иску Е.Е.А. к конкурсной комиссии, которым суд определилзапретить Совету депутатов Коркинского городского поселения проведение процедуры избрания (выборов) Главы Коркинского городского поселения. 22 января 2016 года Коркинским городским судом было вынесено определение об отмене обеспечительных мер, которым отменил определение от 19 января 2016 года, срок обжалования данного определения 15 дней со дня его вынесения. Поскольку определение суда об отмене обеспечительных мер в виде запрета Совету депутатов Коркинского городского поселения проведения процедуры избрания (выборов) Главы Коркинского городского поселения не вступило в законную силу на момент проведения выборов, то итоговое решение Совета депутатов Коркинского городского поселения N 26 от 22 января 2016 года "Об избрании Главы Коркинского городского поселения", согласно которого Совет депутатов решилизбрать Главой Коркинского городского поселения Гатова Д.В. - незаконно. Согласно Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения N 317 от 26 августа 2015 года, по истечении 10 дней после конкурса по отбору кандидатур, проведенного 12 января 2016 года, выборы должны считаться несостоявшимися, поскольку запрет суда на их проведение 22 января 2016 года еще действовал.
Административный истец Миних В.А. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика Белова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Заинтересованное лицо Гатов Д.В. в судебное заседание не явился, был извещен, направил возражения на административный иск, в которых просил суд в иске Миних В.А. отказать.
Представитель заинтересованного лица Барсукова О.В. просила суд в иске Миних В.А. отказать.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным решением, Миних В.А. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, на недоказанность установленных судом обстоятельств, на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Первоначально он обратился с иском к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения. В процессе рассмотрения дела, а именно 22 января 2016 года, Совет депутатов Коркинского городского поселения провел процедуру выборов Главы поселения, а также принял решение N 29 от 26 января 2016 года о расформировании комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения, в связи с этим он был вынужден изменить в иске ответчика, указав ответчиком Совет депутатов Коркинского городского поселения. Суд пришел к неправильному выводу о том, что административный иск о признании решения конкурсной комиссии незаконным, заявлен к ненадлежащему ответчику - Совету депутатов Коркинского городского поселения, поскольку Совет депутатов решения от 12 января 2016 года не принимал. Однако иск не мог быть предъявлен к Конкурсной комиссии, так как она была расформирована. Кроме того, в апелляционной жалобе изложены доводы, по которым административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, аналогичные доводам, приведенные им в обоснование административного иска.
Административный истец Миних В.А. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Белова О.В. в судебном заседании просила решение Коркинского городского суда отставить без изменения.
Заинтересованное лицо Гатов Д.В. в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель заинтересованного лица Гатова Д.В. - Барсукова О.В. в судебном заседании возражала против жалобы.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в
деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В силу п. 5 ст. 37 указанного Федерального закона порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Согласно п. 6 ст. 37 лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии со ст. 1 7 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
В силу ст. 24 Устава Коркинского городского поселения глава поселения избирается Советом депутатов Коркинского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 26 августа 2015 года N 317 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения" утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения.
24 ноября 2015 года решением Совета депутатов Коркинского городского поселения N 13 от 24 ноября 2015 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения. Проведение конкурса назначено на 12 января 2016 года. Кроме того, данным решением утвержден текст объявления о приеме документов для участия в конкурсе. Назначены три члена комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселения: Гатов Д.В., Р.А.А., Я.И.М.
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения N 23 от 16 декабря 2015 года внесены изменения в решение Совета депутатов Коркинского городского поселения N 13 от 24 ноября 2015 года "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения", в соответствии с которыми членом комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселения вместо Гатова Д.В. назначен К.А.К.
Распоряжением главы Коркинского муниципального района N 403-р от 30 ноября 2015 года назначены членами конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения: К.В.А., Р.Н.Н., С.О.В.
9 декабря 2015 года Миних В.А. обратился в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения с заявлением на участие в конкурсе, в котором указал, что с условиями конкурса ознакомлен.
Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения оформленным в виде протокола Миних В. А. не наделён статусом кандидата на должность главы Коркинского городского поселения. За данное решение проголосовали шесть из шести членов комиссии.
Миних В.А. получил письменное уведомление от 12 января 2016 года N 09 о том, что по итогам конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения, состоявшегося 12 января 2016 года, конкурсная комиссии приняла решение о признании победителями конкурса и наделении статусом кандидата на должность Главы Коркинского городского поселения: Гатова Д.В., С.Н.А., Р.В.М.
Решением Совета депутатов Коркинского городского поселения Челябинской области от 22 января 2016 года N 26 Главой Коркинского городского поселения избран Гатов Д.В.
Принимая решение, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку решение конкурсной комиссии является правомерным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим "Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения", утвержденным решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 26 августа 2015 года N 317.
Судебная коллегия отклоняет как безосновательные доводы апелляционной жалобы о том, что все претенденты, изъявившие желание участвовать в конкурсе, за исключением тех претендентов, в отношении которых конкурсная комиссия установилаобстоятельства, препятствующие замещению должности Главы поселения, должны быть признаны победителями конкурса, и предложены конкурсной комиссией для избрания на должность главы муниципального образования, поскольку, как считает истец, перечень полномочий комиссии является
исчерпывающим и не содержит указания на возможность комиссии определять победителей конкурса, и в Положении о проведении конкурса вообще отсутствуют критерии определения победителей конкурса, поскольку данные доводы не могут служить основанием для признания незаконными оспариваемых административным истцом решений и действий конкурсной комиссии, на основании следующего.
В силу п. 2 "Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения" используются следующие понятия:
"претендент на участие в конкурсе - лицо, изъявившее желание участвовать в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, в порядке, установленном настоящим Положением";
"участник конкурса на должность главы муниципального образования - лицо, допущенное в установленном настоящим Положением порядке к участию в конкурсе на должность главы муниципального образования";
"кандидат на должность главы муниципального образования - лицо, признанное конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образование его победителем, и предложенное конкурсной комиссией Совету депутатов для избрания на должность главы муниципального образования";
"конкурс на должность главы муниципального образования -проводимая в порядке, установленном настоящим Положением, процедура отбора кандидатов из числа участников".
Согласно п. 17 "Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского поселения" конкурс проводится в форме конкурса-испытания. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании представленных ими документов, а также с учётом результатов конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств участников конкурса, включая индивидуальное собеседование. По результатам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании не менее двух участников конкурса победителями конкурса и наделении статусом кандидатов на должность главы муниципального образования (пункт 18 Положения). При голосовании член конкурсной комиссии голосует "за" или "против" (п. 19 Положения). Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом (приложение N 2), который подписывается всеми членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на заседании и техническим секретарем (п.20 Положения).
Исходя из изложенного выше, Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Коркинского городского
поселения, предусматривает первоначально процедуру отбора участников конкурса из числа претендентов, подавших заявление на участие в конкурсе, затем участник конкурса допускается к участию в конкурсе на должность главы муниципального образования, по итогам которого конкурсная комиссия принимает решение о признании не менее двух участников конкурса (кандидатов) победителями, и наделении победителей статусом кандидатов на должность главы муниципального образования.
Также судебная коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что поскольку конкурсная комиссия незаконно не признала истца победителем конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Коркинского городского поселения, и ему не присвоили статус кандидата на должность Главы Коркинского городского поселения, то выборы Главы Коркинского городского поселения, проведенные 22 января 2016 года Советом депутатов Коркинского городского поселения, без его кандидатуры на должность Главы незаконны, является несостоятельным и не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения, так как данный довод основан на неправильном толковании приведенных выше норм права и муниципального акта.
Довод жалобы истца о незаконности итогового решения Совета депутатов Коркинского городского поселения N 26 от 22 января 2016 года "Об избрании Главы Коркинского городского поселения", согласно которого Совет депутатов решилизбрать Главой Коркинского городского поселения Гатова Д.В., в связи с проведением процедуры избрания (выборов) Главы Коркинского городского поселения при наличии определения суда об отмене обеспечительных мер в виде запрета Совету депутатов Коркинского городского поселения проведения процедуры избрания (выборов) Главы Коркинского городского поселения, не вступившего в законную силу на момент проведения выборов, не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку определение суда об отмене обеспечительных мер в виде запрета Совету депутатов Коркинского городского поселения проведения процедуры избрания (выборов) Главы Коркинского городского поселения было принято не в рамках настоящего дела, и к предмету настоящего спора не относится. Данные обстоятельства являлись предметом исследования суда первой инстанции, нашли свое отражение в решении и правомерно были признаны судом необоснованными. В данной части доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, что в силу положений 310 КАС РФ не является основанием для отмены решения суда.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств,
нарушений норм процессуального права, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коркинского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миниха В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.