Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Галимовой P.M., Давыдовой Т.И., Пирожниковой И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Полозова Е.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционным жалобам Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области и Полозова Е.И. на решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 02 марта 2016 года.
заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полозов Е.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (далее по тексту - УПФР) и с учетом уточнения исковых требований просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включить в его специальный стаж периоды работы и возложить обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указал, что 02 сентября 2015 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением от 26 ноября 2015 года ответчик отказал в ее назначении по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который не включил периоды его работы с 31 июля 1987 года по 29 сентября 1988 года ****, с 17 октября 1988 года по 13 июля 1989 года
****, с 14 июля 1989 года по 19 апреля 1995 года **** там же. Отказ ответчик мотивировал тем, что документально не подтвержден характер его работы. Считает указанное решение незаконным и нарушающим его право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в спорные периоды работал в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе на работах, предусмотренных Списками N 1 и N 2.
В судебном заседании суда первой инстанции истец настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Стефанюк А.У., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и пояснила, что оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии не имеется ввиду отсутствия у него специального стажа по Спискам N 1 и N 2. Указала на неподтвержденность постоянной занятости истца на работах, предусмотренных Списком N 1 и N 2, а именно, **** в течение полного рабочего дня, а также ****, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением суда иск Полозова Е.И. удовлетворен частично, на ответчика возложена обязанность включить в его специальный стаж по Списку N 2 период работы с 14 июля 1989 года по 31 декабря 1991 года ****, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж истца периода работ ****, в этой части просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что трудовая книжка истца не подтверждает постоянную занятость истца в период работы ****, не содержит сведений о фактически отработанном им времени; истец не представил уточняющие справки, подтверждающие льготный характер его работы в спорные периоды и постоянную занятость в условиях, предусмотренных Списками, либо фактически отработанное время в таких условиях, а запросы об истребовании уточняющих справок были возращены без исполнения, так как "Укрпочта" не имеет возможности доставки.
Решение суда также обжаловано истцом в части, в которой в удовлетворении его исковых требований отказано. В апелляционной жалобе он требует его отмены и принятия нового об удовлетворении иска в полном объеме. Настаивает на том, что в спорные периоды работал в течение полного рабочего дня и при полной рабочей неделе в условиях,
предусмотренных Списками N 1 и N 2, и не имел отвлечений от работы, что дает ему право на включение указанных периодов в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии. По его мнению, суд необоснованно не применил Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения", в соответствии со статьями 1 и 6 которого для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств за время до вступления в силу настоящего Соглашения, и не дал надлежащую правовую оценку спорным периодам его работы.
Стороны в суд апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились, в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего на момент обращения истца за назначением пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 1 части первой статьи 30 этого же Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
В силу пункта 2 части первой статьи 30 того же Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Частями 2, 3 и 4 названной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 02 сентября 2015 года Полозов Е.Н. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии (л.д. 25-27).
Решением УПФР от 26 ноября 2015 года истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 53).
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 ноября 2015 года страховой стаж Полозова Е.И. по подсчетам пенсионного органа составил 29 лет 02 месяца 12 дней. Специальный стаж по Списку N 1 Продолжительность специального стажа по Списку N 1 отсутствует, продолжительность специальный стаж истца по Списку N 2 была определена в 6 лет 02 месяца 29 дней, в него не были включены периоды его работы с 31 июля 1987 года по 29 сентября 1988 года ****, с 17 октября 1988 года по 13 июля 1989 года ****. Период работы истца в этой же
организации **** с 14 июля 1989 года по 19 апреля 1995 года не был включен ответчиком в специальный стаж ни по Списку N 2, ни по Списку N 1. Решение пенсионного органа основано на том, что постоянная занятость и характер работы истца в качестве ****, занятого на горячих работах, и ****, работающего постоянно в ****, не подтверждены документально (л.д. 5-10).
Согласно записям в трудовой книжке истца он работал с 31 июля 1987 года по 29 сентября 1988 года ****, с 17 октября 1988 года по 13 июля 1989 года -****, с 14 июля 1989 года по 19 апреля 1995 года -**** в этой же организации (л.д. 12-17).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в льготный стаж истца по Списку N 2 периодов его работы ****, суд первой инстанции исходил из отсутствия письменных доказательств, подтверждающих постоянную занятость истца в указанные периоды на работах с тяжелыми условиями труда в качестве **** или **** в течение полного рабочего дня, дающих право на досрочное назначение пенсии по Списку N 2.
Судебная коллегия считает такой вывод суда верным, основанным на совокупности исследованных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537, действующим в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время
выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком от 26 января 1991 года.
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены профессии каменщиков, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (код позиции 2290000а-12680).
Профессия каменщика в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, не предусмотрена.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 5).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что право на досрочную пенсию по старости предусмотрено не для всех каменщиков, занятых на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий и других объектов, а только тех, которые постоянно выполняют работу в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад в течение полного рабочего дня.
Как установлено Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N555 и Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий от 04 октября 1991 года, основным документом для назначения
трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если по трудовой книжке невозможно определить характер деятельности, то в соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.
При этом постоянная занятость каменщиков в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях должна подтверждаться в каждом конкретном случае документами, выдаваемыми работодателем. Такими документами могут быть приказы о создании бригады, списочный состав бригады, а также другие документы, из которых можно определить, занят ли каменщик постоянно на работах в бригадах, указанных в Списке (письмо Минтруда России от 13 октября 1992 года N323-14).
Каких-либо документов, подтверждающих фактическое наличие в организации в спорный период **** или ****, и о занятости истца в ****, истцом не представлено. Также не представлено доказательств наличия в **** должности ****, факта выплаты надбавки за замещение указанной должности.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен был представить письменные доказательства, позволяющие суду сделать бесспорный вывод о его занятости в профессиях и должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, однако такие доказательства он не представил.
Запись в трудовой книжке истца о работе **** не подтверждает его занятость на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную пенсию.
Как следует из материалов дела, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие образование в **** и в ****по профессии **** на основании распоряжений работодателя или по его поручению, зачисления в них Полозова Е.И. и его работу на постоянной основе в особых производственных условиях в составе таких **** не представлены.
В трудовой книжке Полозова Е.И. относительно спорных периодов с 31 июля 1987 года по 29 сентября 1988 года и с 17 октября 1988 года по 13 июля
1989 года отсутствуют записи о работе в **** (л.д. 12-17).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы **** с 31 июля 1987 года по 29 сентября 1988 года и с 17 октября 1988 года по 13 июля 1989 года и оставил требования Полозова Е.И. в этой части без удовлетворения.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы истца о том, что документом, подтверждающим его работу в тяжелых условиях труда по Списку N 2, является его трудовая книжка. Внесенные в нее записи относительно спорных периодов работы в качестве **** не содержат указания на работу именно в ****, с которой закон связывает досрочное пенсионное обеспечение с учетом особенностей выполняемых функций, характером и условиями трудовой деятельности, а также нагрузкой в бригадах рабочих по сравнению с самостоятельной профессией ****. Указанные обстоятельства суд обоснованно принял во внимание.
Ссылка в апелляционной жалобе истца на нормы международного права, содержащиеся в Соглашении стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не влияет на правильность судебного решения, поскольку условия для включения указанных выше периодов в специальный стаж работ, предусмотренных Списком N 2, не соблюдены.
Возлагая на ответчика обязанность включить период работы истца с 14 июля 1989 года по 31 декабря 1991 года в качестве **** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец проработал в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком N 2, дающих право на включение указанного периода в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, при этом документального подтверждения его постоянной занятости на работах по Списку N 2 не требовалось в соответствии с правовым регулированием, действующим до 01 января 1992 года.
В разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22 августа 1956 года указано наименование профессии "огнеупорщик".
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 года N 10 предусмотрены профессии огнеупорщиков (код позиции 2290000а-
15416).
Сославшись на разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29 и на разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 года N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 235, суд указал, что требование о постоянной занятости выполнением работ, предусмотренными Списками, применяются к периодам, имевшим место после 1 января 1992 года, после введения в действие данных разъяснений, и на этом основании включил в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период его работы с 14 июля 1989 года по 31 декабря 1991 года огнеупорщиком участка N 1 в Специализированном управлении N 1 треста "Укрэнергочермет", имевший место до вступления в действие Списков от 26 января 1991 года.
Вывод суда об отказе во включении в льготный стаж периода работы истца **** с 1 января 1992 года по 19 апреля 1995 года соответствует требованиям закона, поскольку его постоянная занятость после введения нового правового регулирования на работах, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 года, не подтверждена.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на необходимость документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, и для периода, имевшего место до 01 января 1992 года, основана на неправильном применении норм права.
В соответствии с пунктом 13 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", на которые сослался ответчик, рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым ремонтом технологического оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и участках по профессиям и должностям, предусмотренным списками для данного производства, пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков N 1 и 2 независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений и участков или в штате специализированных ремонтных цехов и организаций. При этом работникам специализированных ремонтных цехов и организаций занятость на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в течение полного рабочего дня, должна подтверждаться документами.
Действительно, Списками от 22 августа 1956 года предусмотрены в
разделах "Металлургическое производство (черные металлы)" слесари дежурные и ремонтные, электрики дежурные и ремонтные, предусмотрены и каменщики-огнеупорщики, занятые на горячих работах.
Списками от 26 января 1991 года предусмотрены профессии рабочих ремонтных служб, занятых ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, к таковым отнесены слесари-ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Однако профессия огнеупорщика предусмотрена разделом "Строительство, реконструкция, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 года и разделом "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка от 22 августа 1956 года и является самостоятельной профессией, к рабочим ремонтных служб не отнесена.
Наименование профессии огнеупорщика было отдельно размещено в разделе "Строительные работы" Выпуска 67 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19 сентября 1968 года N300/27.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что в спорный период он был занят на работах в качестве ****. Его предприятие именовалось ****, входило в состав ****, ссылки в наименовании предприятия на осуществлением им ремонтных работ нет.
Таким образом, пункт 13 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8 в данном случае применению не подлежит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ответчика о недоказанности работы истца в качестве **** с 14 июля 1989 года по 31 декабря 1991 года на условиях полного рабочего дня.
На момент обращения за пенсией истец достиг 55-летнего возраста, для назначения страховой пенсии по старости по Списку N 2 продолжительность его специального стажа должна была поставить 12 лет 6 месяцев. Ответчиком продолжительность специального стажа по Списку N 2 определена в 6 лет 2 месяца 29 дней. При включении в специальный стаж по Списку N 2 периода с 14 июля 1989 года по 31 декабря 1991 года, продолжительность его не предоставляет истцу права на назначение
досрочной пенсии по достижении 55-летнего возраста.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы соответствуют требованиям норм материального и процессуального права, доводы апелляционных жалоб истца и ответчика оснований для отмены или изменения решения суда не содержат.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области и Полозова Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.