Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Раднаевой Т.Н.,Семенова Б.С.,
при секретаре Рычковой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комарова ФИО14 к отделению территориальному г. Улан-Удэ ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением и о признании решения от ... года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным
по апелляционной жалобе представителя истца Кузьминой А.Ф.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 января 2016 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения истца Комарова Э.Г., представителя истца Кузьминой А.Ф., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Комаров Э.Г. обратился в суд с указанным иском.
Заявленные требования мотивированы тем, что Комаров Э.Г. являлся военнослужащим с календарной военной выслугой " ... " года " ... " месяцев, был уволен в запас в связи с истечением срока контракта. В период службы ему была предоставлена по договору найма служебного помещения квартира, в котором он и члены его семьи проживают до настоящего времени. В период увольнения истец ставил командование в известность о том, что он не обеспечен жильем, о чем имеется запись в листе беседы от ... года. Истец не успел представить все необходимые документы для постановки на учет, был уволен и исключен из списков личного состава без его согласия. Оспариваемым решением начальника территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" ему было отказано в постановке на учет. Полагает, что должностными лицами войсковых частей " ... " и " ... " не выполнены предписание законов, поскольку в период увольнения, командование части обязано было выявить необходимость постановки на учет истца, поставить его на учет, и затем обеспечить его жильем. Так как выслуга лет истца Комарова Э.Г. превышает " ... " лет, его обязаны были обеспечить жильем от Министерства обороны РФ.
Учитывая изложенное, истец просил признать за ним право на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ, признать незаконными действия ответчика, связанные с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося, а также обязать поставить на учет Комарова Э.Г. и всех членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях с последующим предоставлением жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец Комаров Э.Г. в судебное заседание не явился.
Его представитель Кузьмина А.Ф. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что при составлении листа беседы истец изъявил свое желание остаться в списках личного состава, однако помимо его воли он был из него исключен. Решение об отказе в постановке на учет было принято с нарушением сроков, не по истечению " ... " рабочих дней, а намного раньше, чем были нарушены нормы действующего законодательства и права истца.
Представитель ответчика Каурова О.Б. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что право военнослужащего на обеспечение жилым помещением не является абсолютным правом, а связано с его обращением в установленном законом порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий. Истец не представил доказательство того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении он обращался с надлежащими документами.
Представитель третьего лица войсковой части " ... " Топильская М.Ю. возражая против удовлетворения заявленных требований, полагала, что поскольку истец в установленном порядке не встал на учет нуждающихся в улучшении и получении жилья, то у Министерства обороны отсутствовали сведения о необходимости обеспечить Комарова Э.Г. и членов его семьи жилым помещением.
Районный суд, исследовав представленные доказательства, постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Кузьмина А.Ф. просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование ссылается на положения п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы согласно которому, увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих в том числе предусмотренных п.1 ст. 15 и п.1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о невозможности увольнения определенной категории военнослужащих, к которой относится истец, без выяснения согласия на такое увольнение без предоставления им жилых помещений для постоянного проживания. Настаивает на наличии допущенных нарушений со стороны должностных лиц войсковой части " ... " Порядка организации работы по проведению мероприятий, связанных с увольнением военнослужащих, установленного в п.п. 22, 23 Инструкции по организации прохождения военной службы, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года N 350, указывает на обязанность командира по выяснению согласия военнослужащего с увольнением, разъяснение последствий такого согласия. При этом, в Приказе об увольнении N ... от ... года указано, что Комаров Э.Г. жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. В материалах дела отсутствуют сведения о согласии истца на исключение из списков личного состава части до решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Право истца на жилищное обеспечение было нарушено со стороны командующего " ... " Общевойсковой Армией и воинских должностных лиц войсковой части " ... ", которые, как и ответчик, являются должностными лицами МО РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Комаров Э.Г., его представитель Кузьмина А.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, представитель третьего лица войсковой части 05776 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено, что истец Комаров Э.Г. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.
... года на основании ордера N ... Комарову Э.Г. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " на состав семьи из четырех человек (супруга, двое детей).
Согласно выписке из послужного списка личного дела майора Комарова Э.Г., начальника метрологической службы войсковой части " ... " контракт о прохождении военной службы в ВС РФ заключен сроком на три года с ... года по ... года.
Согласно рапорту от ... года истец ходатайствовал об увольнении с военной службы с зачислением в запас в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы.
При этом в материалы дела истцом, представителем третьего лица представлено два рапорта, обе редакции имеют входящий номер N ... от ... года.
Согласно рапорту, представленного Комаровым Э.Г., последний при увольнении просил руководство не увольнять его с военной службы до получения жилой площади согласно нормам проживания. Вместе с тем, из представленной копии рапорта, имеющейся в материалах " ... " общевойсковой армии, указанная просьба истца отсутствует.
Суд первой инстанции посчитал необходимым принять во внимание рапорт, представленным третьим лицом, поскольку приказ об увольнении майора Комарова Э.Г. был издан командующим " ... " общевойсковой армии на основании представленных войсковой частью документов.
Приказом командующего " ... " общевойсковой армии генералом-майором " ... " ... года Комаров Э.Г. уволен в запас с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, выслуга лет в календарном исчислении составила " ... " лет " ... " месяца, в льготном исчислении " ... " лет " ... " месяца. При этом в приказе имеется запись: "Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам".
Опсариваемым решением начальника отделения территориального города Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ N ... от ... года Комарову Э.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, на основании пп.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, а именно истцом представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные п.1 Приказа N 1280 от 30 сентября 2010 года "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма".
Согласно письму начальника отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" от ... года, Комаров Э.Г. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части ... года, соответственно, решение жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном ст. 49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления.
В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.
Согласно п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (в ред. от 21 марта 2013 года) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов.
Согласно Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих ... , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054, контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу второму п. 30 Правил " ... " имеется запись: "не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.
Отклоняя заявленные истцом требования, суд установил, что, стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказан факт обращения в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с предоставлением необходимых документов, а также того, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку в материалы дела истцом не представлено доказательств тому, что до увольнения с воинской службы либо при увольнении с нее Комаров Э.Г. обращался с необходимыми документами в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо признания нуждающимся в улучшении жилищных в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку на дату увольнения с военной службы с учетом продолжительности такой службы Комаров Э.Г. имел право быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства, по окончании военной службы жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, но являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, истец не утратил возможность реализации права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, по решению органа самоуправления по месту жительства.
Вместе с тем, доводы жалобы сводятся к тому, что право истца на жилищное обеспечение было нарушено со стороны командующего " ... " Общевойсковой Армией и воинских должностных лиц войсковой части " ... ", которые, являются должностными лицами МО РФ, ввиду несоблюдения норм законодательства при увольнении Комарова Э.Г. с военной службы и исключении из списков личного состава части.
В силу ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане ... по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, соответственно избрание способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд не вправе выйти за пределы заявленных исковых требований, при этом следует отметить, что в ходе рассмотрения дела истцом не заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчиков командующего " ... " Общевойсковой Армией и воинских должностных лиц войсковой части " ... ". Таким образом, исследование вопроса действий (бездействия) указанных лиц при увольнении истца не входили в предмет рассмотрения дела.
Соответственно, ссылка автора жалобы на положения п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, п. п. 22, 23 Инструкции по организации прохождения военной службы, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года N 350 несостоятельна, обоснованно не была принята во внимание судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит также несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ГК РФ и ГПК РФ, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда
Таким образом, решение суда постановлено законно и обоснованно, отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 января 2016 года по исковому заявлению Комарова ФИО15 к отделению территориальному г.Улан-Удэ ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением и о признании решения от ... об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: В.А. Иванова
Судьи коллегии: Т.Н. Раднаева
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.