Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Семенова Б.С., при секретаре Доржиеве Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Джидинского района Республики Бурятия в интересах Никонова В.В. к Министерству социальной защиты населения РБ о выделении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда
по апелляционной жалобе Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 января 2016 г., которым постановлено:
Иск прокурора Джидинского района РБ, действующего в интересах Никонова В.В., удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия предоставить Никонову В.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту проживания, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Бадмацыренову Ю.С., Никонова В.В., представителя Министерства социальной защиты населения РБ Кожухову Л.И., представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Харакшинову И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Джидинского района РБ обратился с иском в интересах Никонова В.В., просил обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить Никонову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту проживания, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Никонов В.В., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца умерла, отец лишен родительских прав. С 08 июня 2009г. он состоит на учете в Администрации Джидинского района РБ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В настоящее время Никонов В.В. проживает по месту жительства родителей жены.
В судебном заседании представитель истца прокурор Ширипнимбуева И.Ц. и Никонов В.В. поддержали исковые требования.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Тубчинов А.В. исковые требования не признал, полагал, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ, просил прекратить производство по делу.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ просит отменить решение в части возложения обязанности предоставить истцу жилое помещение, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком, о рассмотрении дела надлежащим образом уведомлен не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Харакшинова И.В. поддержала доводы жалобы.
Представитель истца - прокурор Бадмацыренова Ю.С. согласилась с жалобой, полагала, что возложение обязанности на Минстрой не соответствует закону.
Никонов В.В. пояснил, что для него не имеет значения, на кого возложат обязанность по предоставлению жилья.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Кожухова Л.И. возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ-159) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Никонов В.В., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, жилым помещением не обеспечен, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия признает соответствующим положениям действующего законодательства вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обязанности обеспечить Никонова В.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по следующим основаниям.
В целях обеспечения гарантий социально уязвимых категорий населения, создания условий для осуществления мер по повышению степени социальной защищенности населения, а также семей, имеющих детей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в республике действует Государственная программа Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014г. N 107 (далее - Госпрограмма).
Ответственным исполнителем-координатором Госпрограммы является Министерство социальной защиты РБ.
В рамках указанной Госпрограммы действует подпрограмма 3 "Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", одной из приоритетных задач которой является обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем. Координатором и ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство социальной защиты РБ.
Кроме того, пунктом 2 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. N 102 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты РБ.
Распоряжением правительства РБ от 15.04.2014г. N179-р утвержден технологический регламент ("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилого фонда, в соответствии с которым на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ возложены лишь функции по объявлению торгов по приобретению благоустроенных жилых помещений для указанной категории лиц, заключению государственных контрактов и иные, не связанные с непосредственным предоставление жилых помещений.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, суд первой инстанции необоснованно возложил на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ обязанность обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию права истца на предоставление ему жилья. В указанной части решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 января 2016 года отменить в части возложения на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия обязанности предоставить Никонову В.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту проживания, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Вынести в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказать.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.