Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Назимовой П.С., Раднаевой Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой Л.Ф., Сергиной Т.В., Кугеля В.Ю. к межведомственной комиссии МО СП "Аршан", администрации МО "Тункинский район" о признании недействительным акта ... (без даты) обследования жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в " ... ", об устранении нарушения права истцов, о признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 07 мая 2015г., которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление частично.
Признать недействительным акт ... (без даты) обследования жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в " ... " составленный межведомственной комиссией МО СП "Аршан", в части отсутствия указания на повреждение жилого дома, расположенного по адресу: " ... " в виде разрушения одной стены брусового пристроя к жилому дому.
Включить в акт ... (без даты) обследования жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в " ... ", составленный межведомственной комиссией МО СП "Аршан", в графу "Жилое помещение имеет следующие повреждения": разрушение одной стены брусового пристроя к жилому дому.
Признать право Кугеля В.Ю. на получение финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество - " ... " рублей.
Признать право Сергиной Т.В. на получение единовременной материальной помощи в сумме " ... " рублей и финансовой помощи в связи с утратой ею имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество - " ... " рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований Вершининой Л.Ф. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав представителей Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Меркулову С.А. и Тарбаеву Р.В., ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы и возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы, обращаясь в суд с иском к межведомственной комиссии МО СП "Аршан", администрации МО "Тункинский район", просили признать недействительным акт ... (без даты) обследования жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в " ... ", право на получение материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере " ... " руб. на каждого.
Требования мотивированы следующим. Вершинина Л.Ф. является собственником жилого дома, расположенного в " ... "., где она постоянно проживает с супругом Кугель В.Ю. и дочерью Сергиной Т.В. ... в связи с селевыми потоками и паводковыми водами р. Кынгырга, затоплен их дом и земельный участок, вследствие чего их имущество утрачено.
По результатам рассмотрения дела суд постановилрешение о частичном удовлетворении иска Кугель В.Ю. и Сергиной Т.В., и об отказе в иске Вершининой Л.Ф.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014г. N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Судом не устанавливалось конкретное имущество, утраченное истцами, относится ли оно к имуществу первой необходимости. Кроме того, не определялась его стоимость. Не проверялось наличие у истцов иного жилого помещения в собственности. К участию в деле не привлечены Министерство социальной защиты населения и Министерство финансов Республики Бурятия. На стр. 4 решения неправильно указан адрес постоянного места жительства истцов " ... " вместо " ... ". Срок действия соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " истек ... , что не было учтено судом.
В суде апелляционной инстанции представители Министерства социальной защиты населения РБ Меркулова С.А., Тарбаева Р.В., действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали.
Представитель администрации МО "Тункинский район", МО СП "Аршан", Вершинина Л.Ф., Кугель В.Ю., Сергина Т.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что жилой дом, где на момент чрезвычайной ситуации проживали истцы, действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, последние утратили свое имущество первой необходимости, в связи с чем Кугель В.Ю. и Сергина Т.В. имеют право на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости в сумме " ... " руб. на каждого. Кроме того, Сергина имеет право также на получение материальной помощи в размере " ... " руб.
Данные выводы районного суда являются верными.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. Если сумма ущерба составляет менее " ... " руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014г. N 259.
В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее " ... ", то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.
В материалах дела имеется акт ... , составленный указанной комиссией, согласно которому при осмотре дома ... в " ... " предварительный ущерб комиссией определен в размере " ... " руб.
Документов, свидетельствующих об ином размере ущерба, материалы дела не содержат. Напротив, из представленных в материалы дела доказательств, следует безусловный вывод о том, что размер ущерба, определенного комиссией, подтвержден.
Представитель администрации МО "Тункинский район" доказательств обратному не представил и по существу не оспаривал обстоятельства, на которые ссылалась сторона истцов.
При таких обстоятельствах, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что истцы Кугель и Сергина имеют право на получение финансовой помощи из расчета " ... " руб. на каждого, а Сергина также на получение единовременной материальной помощи в сумме " ... " руб.
Доводы жалобы о том, что финансовая и материальная помощь оказываются в случае утраты исключительно имущества первой необходимости, подлежат отклонению.
Из буквального толкования приведенных выше актов следует, что основанием для оказания материальной и финансовой помощи является утрата имущества (без ссылки на его первую необходимость), подтвержденная соответствующим актом комиссии Тункинского района.
Каких-либо изъятий, ограничений, в том числе касающихся того, что сумма финансовой помощи зависит от вида имущества, указанное соглашение не содержит.
При наличии нормативных правовых актов, в силу которых основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащие сведения о размере понесенного ущерба, ссылки автора жалобы на отсутствие доказательств причинения ущерба в виде утраты имущества первой необходимости, принять во внимание нельзя.
Как уже указывалось выше, доказательством причинения ущерба в указанном размере являлся акт уполномоченной комиссии, не оспоренный и не признанный недействительным.
При наличии приведенных императивных норм, регламентирующих порядок определения размера ущерба и финансовой помощи, у суда отсутствовала обязанность по установлению конкретного перечня и видов утраченного имущества.
Что касается ссылок на возможное наличие у истцов в собственности иного жилья, то они также не могут служить основанием для отмены решения суда.
В силу п. 2.2.1 приведенного выше Соглашения, финансовая помощь оказывается гражданам
- собственникам жилых помещений, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления); проживавшим на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления);
- проживавшим на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления).
В судебном заседании свидетели ФИО12 и ФИО13 подтвердили факт затопления квартиры по адресу: " ... ", показали, что на момент чрезвычайной ситуации истцы Вершинина, Кугель и Сергина фактически постоянно и преимущественно проживали в указанном жилом доме, там же находились их личные вещи. Из показаний ФИО13 также следует, что Сергина закончила Тункинскую школу, живет то в " ... ", то " ... ", где поступила на учебу.
Свидетели предупреждены об уголовной ответсвенности за дачу заведомо ложных показаний, оснований не доверять их показаниям не имеется. Кроме того, их показания автором жалобы под сомнение не ставятся.
Кроме того, в соответствии со справкой МО СП "Аршан" Кугель В.Ю. действительно проживает в " ... " и ... попал в зону затопления (л.д. 19).
При таких обстоятельствах следует признать верным вывод суда о том, постоянным местом жительства истцов является жилой дом по адресу: " ... ", который пострадал в результате чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место ... , ими было утрачено имущество первой необходимости, в связи с чем Кугель и Сергина имеют право на единовременную материальную и единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Учитывая изложенное, наличие иного жилья, в том числе в собственности не имело правового значения при разрешения настоящего спора, поскольку сам факт проживания на момент чрезвычайной ситуации в указанном доме, уже являлся основанием для получения финансовой помощи.
Иные доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При разрешении спора суд исходил из того, что истцы являются пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации природного характера и у них возникло право на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Районный суд рассмотрел только эти правоотношения, связанные с признанием за истцами указанного права.
При этом характер взаимоотношений, на которые ссылается автор жалобы, возникших в результате признания Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия, напрямую не связан со спорными отношениями сторон, в связи с чем отсутствуют основания утверждать о том, что обжалуемым решением суда разрешен вопрос о правах либо обязанностях Министерства, являвшегося в соответствии с Соглашением от 23.07.2014 г. главным распорядителем бюджетных средств с возложением обязанности по перечислению денежных средств резервного фонда в бюджет МО " Тункинский район" для оказания финансовой помощи, и не привлеченного к участию в деле.
Непривлечение к участию в деле Министерства финансов Республики Бурятия также основанием для отмены решения суда не является, поскольку предметом судебной проверки являлось наличие у истцов права на получение финансовой помощи.
Кроме того, истечение срока действия соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " не может быть признано основанием для отказа в иске, поскольку при разрешении спора суд исходил из того, что истцы являются пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации природного характера и у них возникло гарантированное федеральным законодательством право на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Ссылки на неверное указание на стр. 4 решения адреса постоянного места жительства истцов " ... " вместо " ... " на правильность выводов суда не влияет, является очевидной опиской.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, проверенного в пределах доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.