Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Назимовой П.С., Раднаевой Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыденовой С.Г., Будаевых А.Ч. и Э.Ч., Будаева Ч.С., Будаевой С.С. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2016г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., выслушав истца Будаева Ч.С., представителей Министерства социальной защиты населения РБ Меркулову С.А. и Меринову А.А., представителя ГУ МЧС России по РБ Зайцеву О.А., ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы и возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы, обращаясь в суд с иском к администрации МО "Тункинский район" просили признать за ними право на получение материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере " ... " руб. на каждого, и в размере " ... " руб. за Будаевой С.С.
Требования мотивированы тем, что они постоянно проживают в доме по адресу: " ... "., что подтверждается решением суда об установлении факта их проживания. 28 июня 2014 года в связи с селевыми потоками и паводковыми водами р. Кынгырга, затоплен их дом и земельный участок, вследствие чего их имущество утрачено.
По результатам рассмотрения дела суд постановилрешение о частичном удовлетворении иска и признал за Будаевой С.С. право на получение единовременной материальной помощи в размере " ... " руб., за всеми истцами - право на получение финансовой помочи за частично утраченное имущества первой необходимости в размере " ... " руб.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014г. N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Судом не устанавливалось конкретное имущество, утраченное истцами, относится ли оно к имуществу первой необходимости. Кроме того, не определялась его стоимость. Не проверялось наличие у истцов иного жилого помещения в собственности. Предоставление денежных средств на ремонт жилого помещения или уборку селя, действующее законодательство не предусматривает.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения РБ Меркулова С.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Истец Будаев Ч.С., напротив возражал по доводам жалобы.
Представитель УМЧС РФ по РБ Зайцева О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель администрации МО "Тункинский район", Цыденова С.Г. и Будаева С.С. в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (п.п. "п" пункта 4).
28 июня 2014 года в с. Аршан Тункинского района Республики Бурятия произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП "Аршан" Тункинского района Правительством Республики Бурятия приняты Распоряжение N384-р от 01.07.2014 г. и Распоряжение N 433-р от 17.07.2014 г.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия N433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в п. Аршан Тункинского района Республики Бурятия N 25 от 23.07.2014 г.
В соответствии с п.2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Этим же пунктом установлено, что получатель бюджетных средств (МО "Тункинский район") определяет размер финансовой помощи за частично утраченное имущество из расчета " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. на гражданина. При сумме ущерба менее " ... " руб., финансовая помощь оказывается в размере равном размеру ущерба.
Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014г. N 259.
В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее " ... ", то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.
В материалах дела имеется акт N ... , составленный указанной комиссией, согласно которому при осмотре дома по " ... " района предварительный ущерб комиссией определен в размере " ... " руб.
Документов, свидетельствующих об ином размере ущерба, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что согласно приведённому Соглашению, истцы имеют право на получение финансовой помощи из расчета " ... " руб. на каждого.
Доводы жалобы о том, что финансовая и материальная помощь оказываются в случае утраты исключительно имущества первой необходимости, подлежат отклонению.
Из буквального толкования приведенного Соглашения, основанием для оказания материальной и финансовой помощи является утрата имущества (без ссылки на его первую необходимость), подтвержденная соответствующим актом комиссии Тункинского района.
Каких-либо изъятий, ограничений из указанного, в том числе касающиеся того, что сумма финансовой помощи зависит от вида имущества, указанное соглашение не содержит.
При наличии нормативных правовых актов, в силу которых основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащие сведения о размере понесенного ущерба, ссылки автора жалобы на отсутствие доказательств причинения ущерба в виде утраты имущества первой необходимости, принять во внимание нельзя.
Как уже выше указывалось, доказательством причинения ущерба в указанном размере являлся акт уполномоченной комиссии, не оспоренный и не признанный недействительным.
При наличии приведенных императивных норм, регламентирующих порядок определения размера ущерба и финансовой помощи, у суда отсутствовала обязанность по установлению конкретного перечня и видов утраченного имущества, и его стоимости.
Что касается ссылок на наличие иного жилья у истцов, то они также не могут служить основанием для отмены решения суда.
В силу п. 2.2.1 приведенного выше Соглашения, финансовая помощь оказывается собственникам жилых помещений, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления); проживавшим на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления).
Вступившим в законную силу решением суда от ... установлен факт проживания истцов в жилом доме по " ... " до 28 июня 2014г.
Учитывая указанное, наличие иного жилья, в том числе в собственности не имело правового значения при разрешения настоящего спора, поскольку сам факт проживания на момент чрезвычайной ситуации в указанном доме, уже являлся основанием для получения финансовой помощи.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова В.А.
Судьи Назимова П.С.
Раднаева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.